Каждый клиент банка подписывал согласие на сбор и обработку персональных данных. В банках такие согласия часто сопровождаются множеством разных, заранее проставленных, «галочек».
Понятно, зачем это нужно. Банк просто не сможет открыть вам счёт или выдать карту, если не узнает паспортные данные — проведёт идентификацию.
Однако согласие со сбором персональных данных, как правило, предусматривает и ряд других согласий, в т.ч. — согласие с тем, что банк будет передавать эти данные неким третьим лицам.
На первый взгляд это звучит странно — ведь есть понятие банковской тайны. На деле у банка есть несколько вполне объяснимых причин. Сразу скажу: это делается не для продажи данных клиентов, как любят писать в жёлтых заголовках, а для того, чтобы нормально работать и предлагать вам удобные сервисы с минимальными затратами.
В самом документе, который предлагается на подпись клиенту, как правило, указывается цель, а конкретные организации, которым передаются данные, не называются.
Первое, что приходит в голову — это операторы сотовой связи, бюро кредитных историй, страховые компании и также почтово-курьерские службы.
Однако реальный перечень третьих лиц может быть достаточно большим, и если старательно поискать, то на сайтах некоторых банков даже можно найти названия конкретных компаний — и часто это больше сотни разных наименований.
Если их разделить по целям, то можно выделить следующие виды компаний, которым банки могут передавать данные клиентов:
Сюда относятся не только операторы связи, но и различные сервисы, предоставляющие услуги SMS-сообщений, а также различные почтово-курьерские службы и даже колцентры службы поддержки.
Это, конечно, бюро кредитных историй. А ещё — организации, которые занимаются обработкой информации из самых разных источников — из социальных сетей или из баз различных государственных учреждений.
Сюда относятся… операторы фискальных данных — т.е. организации, формирующие самые обычные чеки, которые вам выдают в магазинах. Благодаря им банки могут получать данные о расходах клиента.
Магазины и торговые сети, с которыми банк осуществляет различные бонусные программы — это различные кобрендинговые карты, или предлжения купить что-то в конкретном магазине с повышенным кешбэком.
В процессе работы банки собирают просто огромные горы бумаги — это досье клиентов, договоры, документы по различным операциям. Всё это банки должны хранить в архивах, и чтобы не организовывать архивы в своих помещениях, они прибегают к услугам специализированных организаций, которые хранят документы для них.
Банки могут пользоваться сторонними разработками для решения традиционно банковских задач. Например, для оценки платежеспособности клиента, банк может использовать скоринг-системы, разработанные и обслуживаемые сторонними компаниями.
Банки осуществляют переводы не напрямую, а обращаются к услугам финансовых серсвисов — процессинговым центрам. Для осуществления привычных нам переводов, банки могут прибегать к услугам сторонних процессиноговых центров.
Банки довольно часто предлагают клиентам инвестиционные или страховые продукты сторонних компаний, и их оформление, естественно, предполагает передачу ваших данных этим компаниям.
Некоторые банки сотрудничают с МФО и перенаправляют им клиентов, которым не смогли выдать кредиты сами.
На этот случай в соглассии на сбор персональных данных одного банка предусмотрели отдельный пункт:
«Согласен(-на) с тем, что Оператор не несет ответственности за ущерб, убытки, расходы, а также иные негативные последствия, которые могут возникнуть в случае, если информация в смс-сообщении, и/или звонке, и/или электронном сообщении, направленная Оператором, станет известна иным третьим лицам не по вине Оператора».
С одной стороны это понятно — банк подстраховался, с другой стороны, клиент, когда приходит в банк, не думает, что его персональные данные попадут куда-то ещё.
Могу представить возмущение тех, кто раньше не задумывался о том, что банки, обслуживая клиента, могут взаимодействовать со сторонними организациями.
Но современные банки уже давно вышли за рамки финансовых организаций, которые занимаются исключительно приёмом вкладов и выдачей кредитов. Они предоставляют услуги, которых совсем недавно не существовало в принципе, и взаимодействуют с самыми разными организациями, чтобы эти услуги стали доступны клиентам.
Главное, на мой взгляд, понимать, когда и зачем банку могут потребоваться те или иные данные.
Например, на обмен данными с БКИ, стоит соглашаться только, если вы планируете взять кредит в банке или оформить кредитную карту.
Подписывая согласие, отмечать «галочками» только те пункты, которые нужны для ваших целей, а не то, что банк предложил «на всякий случай».
Депозит в буквальном переводе с латинского означает «хранение», и фактически в этом знанчении это слово…
Согласно анализу компании Frank RG, 43% клиентов готовы переводить свою зарплату или пенсию в банк…
Мораторные проценты — это компенсация кредиторам за время, в течение которого банк находился под мораторием…
Новое положение ЦБ фактически запретило подросткам открывать счета самостоятельно, а также ограничило им возможность совершать…
Недавно поговорил со знакомым, который поделился странной ситуацией. Он решил себе оформить кредитную карту одного…
Cнять самозапрет сложнее, чем установить. Однако существуют возможные сценарии, которыми могут воспользоваться мошенники.
This website uses cookies.