Обслуживание

Как банки (не)выполняют закон о биометрической идентификации и продолжают «фотографировать» клиентов

Уже прошло больше одного года с тех пор, как вступил в силу закон 572-ФЗ, который регулирует процедуры, связанные с проведением биометрической идентификации и аутентификации.

С точки зрения отношения банков и клиентов, в этом законе (ст. 3, п. 13) явно прописано то, что нельзя отказывать клиенту, если он решил отказаться от биометрической идентификации:

«Отказ физического лица от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных не может служить основанием для отказа ему в оказании государственной, муниципальной или иной услуги, выполнении государственных, муниципальных функций, продаже товаров, выполнении работ или отказа в приеме на обслуживание».

Ещё до введения этого закона в ряде банков фотографирование для клиентов было обязательным. Приходишь в такой банк, чтобы сделать какую-то банальную процедуру, а тебя обязательно просят посмотреть в камеру, и любая попытка каким-то образом оспорить эту процедуру ни к чему не приводила — не нравится, иди в другой банк.

Я с таким сталкивался в банках «Открытие» и «Почта банк», и на днях у меня появилась возможность проверить, как изменилось обслуживание в этих банках с учётом нововведений.

Банк «Открытие» — всё включено

Процедура обслуживания в этом банке довольно сильно изменилась после того, как банк «Открытие» вошёл в группу ВТБ. В отделения «Открытия» можно также обращаться для оформления услуг банка ВТБ, получился такой банк «два в одном».

Самое забавное, что идентификация различается, в зависимости от того, клиентом какого банка представился клиент.

В банке ВТБ не было строгой биометрической идентификации, поэтому клиентов этого банка обслуживают здесь без фотографирования. Но, если вы представились клиентом «Открытия», то в процессе обслуживания вас попросят посмотреть в камеру.

Делается этот мимоходом, как что-то само собой разумеющееся, и не допускающее возражений.

Когда дошла очередь до меня, и на меня направили камеру, я прикрылся от нее рукой и сказал, что прошу провести идентификацию без использования биометрии.

У сотрудницы это не вызвало особых возражений, но она предупредила, что, возможно, не получится продолжить обслуживание без того, чтобы обновить фотографию в анкете. Но пообещала попробовать.

Сформировала заявление (тут интересный момент — подписываются они в приложении), в котором было по умолчанию отмечено, что я даю согласие на: передачу данных третьим лицам, отправку запросов в БКИ, обработку биометрических данных, а также на фотографирование для каких-то неизвестных (потому что не влезло на экран) целей.

После второй попытки заявления были сформированы верно, фотографировать меня в итоге не пришлось, и никаких проблем с обслуживанием не возникло.

Почта-банк — отказаться можно, но невозможно

Здесь все пошло по другому сценарию, и, забегая вперёд, могу сказать что ещё не завершилось. Сначала я обратился в пункт обслуживани, который находится в почтовом отделении (тут не бывает очередей — тем, кто платит коммуналку на почте, банк не нужен).

Операционист попросила у меня паспорт, и сразу решила «сфотографировать». Услышав мои возражения, она тут же вернула паспорт, и сказала, что без биометрии может обслужить только руководитель отделения, которое находится по другому адресу.

Пришлось отправиться в это отделение, где выяснилось, что руководителя в отделении нет, а будет он… через две недели.

Получается, что мне фактически отказали в обслуживании, что однозначно запрещено законом. В службе поддержки считают, что банк мне в обслуживании не отказывал.

В итоге мне придется дождаться возвращения управляющего из отпуска, чтобы было веселее ждать, я написал жалобу в ЦБ — посмотрим, на что банк среагирует быстрее.

Самое интересное, что при этом в отделении была огромная очередь — т.е. банк не испытывал никаких проблем из-за того, что он не может обслуживать клиентов, отказывающихся от биометрической идентификации.

И это, на мой взгляд, главная проблема. Банки подсовывают документы на подпись, с проставленными согласиями, фотографируют всех подряд по умолчанию. При этом, клиенты даже не задают уточняющих вопросов, подписывают документы не читая, а потом улыбаются в камеру.

Игорь

Новые статьи

Мошенники обманывали россиян сто лет назад точно так же, как это делают сейчас

Мошенники существовали 100 или 200 лет назад, их «схемы» успешно применяются до сих пор. И…

2 дня назад

Попросил кредит, а банк сразу сделал заявку на кредитку — навязывание или забота банка?

Подписчик попросил меня прокомментировать ситуацию, с которой он столкнулся: «Я взял кредит в одном банке.…

6 дней назад

Киви-банк начал частичные выплаты по киви-кошелькам — проверяйте свои счета

Киви-банк начал выплаты кредиторам третьей очереди, владельцам кошельков QIWI. Проверьте свои счета: с 12 июля…

2 недели назад

В России введут социальные вклады и счета — в чём их особенности

Подписан закон, согласно которому банки будут обязаны открывать «социальные счета» и «социальные вклады» для поддержания…

2 недели назад

«Не хочешь — заплатишь» — как банк «Открытие» мотивирует клиентов переходить в ВТБ

Банк "Открытие" начал списывать комиссию за неактивные карты, чтобы мотивировать клиентов перевести обслуживание в ВТБ.

3 недели назад

Сменил номер телефона, а потом банк выдал по нему кредит. Что делать, когда поменял телефонный номер

Мошенники используют старые номера телефонов, чтобы получить доступ к личному кабиенту в банке и оформить…

4 недели назад

This website uses cookies.