Сбережения

„Банк перепутал меня с покойником и заблокировал счёт“ — как банки могут узнать, жив ли клиент

Недавно наткнулся на неожиданную жалобу клиента на банки.ру. Однажды женщина обнаружила, что у неё заблокированы все счета в банке из-за того, что банк усомнился, является ли она живой.

В течение недели она не могла получить доступ к счетам, ничего, кроме постоянной идентификации клиента при общении со службой поддержки, а также достаточно циничного предложения оформить страховку, добиться не удалось.

Ситуация, безусловно неприятная, но я не уверен, что тут есть какая-то ошибка со стороны банка.

Банк, действительно, обязан прекратить исполнение любых распоряжений, кроме завещательных, если ему стало известно о смерти клиента. Соответственно, должны быть заблокированы карты (потому что карта — это способ распоряжаться деньгами на счёте), доступ к счетам по доверенности, и регулярные перечисления.

Раньше банки узнавали о таких прискорбных событиях от родственников или наследников клиентов — они могли предоставить в банк свидетельство. В некоторых случаях информация могла поступить из государственных учреждений, например, из Соцфонда.

Однако, несколько лет назад был принят закон, в соответствии с которым банки стали получать сведения от налоговых органов о снятии клиентов с налогового учёта в связи со смертью. Причём налоговая направляет такие данные во все банки, где были открыты счета у человека.

Этот закон позволяет предотвратить спорные моменты, связанные с наследованием. Например, если карта была в руках у человека, который не является наследником.

В данном случае произошла какая-то ошибка. Банку потребовалась почти неделя, чтобы разобраться в ситуации. Не знаю, что именно привело к ошибке — виноват ли банк или ИФНС, но в целом всё закончилось хорошо, если не считать того, что ситуация для клиента крайне неприятна.

Однако, теоретически всё могло быть гораздо хуже. Случаи, когда человека официально признавали умершим, действительно случались, и банк вряд ли смог бы разблокировать счета клиента. Для этого пришлось бы добиться официального «подтверждения нахождения в живых» — делается это либо через ЗАГС, либо (в особо сложных случаях) через суд.

Игорь

Новые статьи

Попросил кредит, а банк сразу сделал заявку на кредитку — навязывание или забота банка?

Подписчик попросил меня прокомментировать ситуацию, с которой он столкнулся: «Я взял кредит в одном банке.…

4 дня назад

Киви-банк начал частичные выплаты по киви-кошелькам — проверяйте свои счета

Киви-банк начал выплаты кредиторам третьей очереди, владельцам кошельков QIWI. Проверьте свои счета: с 12 июля…

2 недели назад

В России введут социальные вклады и счета — в чём их особенности

Подписан закон, согласно которому банки будут обязаны открывать «социальные счета» и «социальные вклады» для поддержания…

2 недели назад

«Не хочешь — заплатишь» — как банк «Открытие» мотивирует клиентов переходить в ВТБ

Банк "Открытие" начал списывать комиссию за неактивные карты, чтобы мотивировать клиентов перевести обслуживание в ВТБ.

3 недели назад

Сменил номер телефона, а потом банк выдал по нему кредит. Что делать, когда поменял телефонный номер

Мошенники используют старые номера телефонов, чтобы получить доступ к личному кабиенту в банке и оформить…

4 недели назад

«Оставьте на всякий случай» — почему нужно закрывать старые счета в банках

В банке сотрудники часто советуют клиентам не закрывать последние счета даже с небольшими суммами, что…

1 месяц назад

This website uses cookies.