Банковское обслуживание

Нашёл чужой паспорт и снял по нему 1,5 млн рублей — как такое возможно

Некоторое время назад в нашем городе произошла история, которая стала настоящим ЧП для одного из городских банков.

Сорокалетний мужчина обнаружил пропажу средств со своего счёта, судя по всему, в мобильном приложении. А когда он решил обратиться в банк, то оказалось, что паспорта у него нет — потерял.

Выяснилось, что паспорт нашёл другой человек, и не придумал ничего лучше, чем пойти в банк и снять деньги.

Подробностей, как обычно бывает в таких случаях, известно немного. Сотрудники банков о таком если и рассказывают, то без деталей — я узнал об этой истории случайно.

Очевидно следующее: человек обратился в банк с чужим паспортом, попросил проверить остаток на счёте, обнаружил деньги и снял… 1,5 млн рублей.

Новость на одном из региональных порталов о произошедшем.

Виновного задержали, правда, удалось ли вернуть деньги, история умалчивает.

Меня же, когда я узнаю о подобных случаях, всегда беспокоят две мысли.

Во-первых, банки в такой ситуации всегда до последнего не возвращают деньги клиенту, хотя она кажется очевидной. Клиент доверил деньги банку, а банк выдал их кому-то постороннему.

Но, чтобы вернуть деньги в такой ситуации, клиенту приходится подавать в суд.

К счастью, подобных случаев не так уж и много, да и суды, как правило, решают такие дела в пользу клиентов, отмечая, что банк оказал услугу «ненадлежащим образом».

А второй момент, который меня всегда удивляет — как могли сотрудники банка выдать деньги постороннему человеку.

Дело в том, что процедура обслуживания клиента, предполагает, что, прежде чем обслужить клиента, сотрудник должен:

  • Убедиться, что паспорт действительный и подлинный.

Проверяется действительность паспорта (обычно это делается автоматически), а также что паспорт подлинный. Если вы заметили, что ваш паспорт «просветили» в лучах ультрафиолетовой лампы, то это один из этапов такой проверки.

  • Проверить, что паспорт предъявляет его владелец.

Ситуация, когда в банк обращается клиент, который выглядит совсем не так, как в паспорте — это норма. Люди меняются. Кассиров и операционистов учат (или должны обучать) определять, что перед тобой тот же человек, чья фотография вклеена в документ.

Обычная внешняя схожесть не должна никого запутать.

Расходный ордер (т.е. документ, по которому выдаются деньги в кассе) кроме человека, который оформляет документ, должен подписать ещё и другой сотрудник — он выступает в роли контролёра. И он тоже должен проверить паспорт, и убедиться в личности получателя.

Последний этап — это кассир. Он проверяет документы, и даже сверяет подпись (мне однажды отказались выдавать деньги из-за того, что моя подпись не похожа на то, как я расписался когда-то в паспорте).

Получается, что ошибку допустил даже не один сотрудник, а трое. Можно строить разные предположения, почему так получилось, но скорее всего — это халатность, которая привела к очень неприятным последствиям.

Сейчас во многих банках фотографируют клиентов во время проведения операций или даже проводят биометрическую идентификацию. Многие этого не любят, но когда читаешь о таких случаях, то думаешь, что уж здесь дополнительная идентификация не помешала бы.

Игорь

Новые статьи

«Ozon подключается к цифровому рублю» — а есть ли новость?

Ozon Банк, связанный с известным маркетплейсом, ищет разработчиков, которые будут работать на подключением к платформе…

1 день назад

Как банки повышают ставку по кредиту, но не нарушают закон — и что с этим делать клиентам

Клиенты банков сообщают о том, что столкнулись с изменением условий по ранее выданным кредитам. О…

5 дней назад

Банки смогут увольнять сотрудников за одно нарушение — изменится ли что-то на самом деле?

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, дающий банкам право расторгать трудовые договоры с работниками…

1 неделя назад

Банки запускают онлайн-банки в MAX — безопасны ли банковские боты?

В последнее время несколько банков объявило о создании удалённых сервисов для пользователей мессенжера MAX. 22…

1 неделя назад

Крупные банки подняли ставки по вкладам, а ЦБ понизил ключевую — в чём подвох

24 октября Банк России объявил о снижении ключевой ставки до 16,5%. Эта ставка влияет на…

2 недели назад

Стоит ли «пускать» сотрудника банка в свой телефон

Жалуется мой старый знакомый, недовольный обслуживанием в одном банке: «Жена пришла в банк, чтобы открыть…

2 недели назад

This website uses cookies.