Банковское обслуживание

Нашёл чужой паспорт и снял по нему 1,5 млн рублей — как такое возможно

Некоторое время назад в нашем городе произошла история, которая стала настоящим ЧП для одного из городских банков.

Сорокалетний мужчина обнаружил пропажу средств со своего счёта, судя по всему, в мобильном приложении. А когда он решил обратиться в банк, то оказалось, что паспорта у него нет — потерял.

Выяснилось, что паспорт нашёл другой человек, и не придумал ничего лучше, чем пойти в банк и снять деньги.

Подробностей, как обычно бывает в таких случаях, известно немного. Сотрудники банков о таком если и рассказывают, то без деталей — я узнал об этой истории случайно.

Очевидно следующее: человек обратился в банк с чужим паспортом, попросил проверить остаток на счёте, обнаружил деньги и снял… 1,5 млн рублей.

Новость на одном из региональных порталов о произошедшем.

Виновного задержали, правда, удалось ли вернуть деньги, история умалчивает.

Меня же, когда я узнаю о подобных случаях, всегда беспокоят две мысли.

Во-первых, банки в такой ситуации всегда до последнего не возвращают деньги клиенту, хотя она кажется очевидной. Клиент доверил деньги банку, а банк выдал их кому-то постороннему.

Но, чтобы вернуть деньги в такой ситуации, клиенту приходится подавать в суд.

К счастью, подобных случаев не так уж и много, да и суды, как правило, решают такие дела в пользу клиентов, отмечая, что банк оказал услугу «ненадлежащим образом».

А второй момент, который меня всегда удивляет — как могли сотрудники банка выдать деньги постороннему человеку.

Дело в том, что процедура обслуживания клиента, предполагает, что, прежде чем обслужить клиента, сотрудник должен:

  • Убедиться, что паспорт действительный и подлинный.

Проверяется действительность паспорта (обычно это делается автоматически), а также что паспорт подлинный. Если вы заметили, что ваш паспорт «просветили» в лучах ультрафиолетовой лампы, то это один из этапов такой проверки.

  • Проверить, что паспорт предъявляет его владелец.

Ситуация, когда в банк обращается клиент, который выглядит совсем не так, как в паспорте — это норма. Люди меняются. Кассиров и операционистов учат (или должны обучать) определять, что перед тобой тот же человек, чья фотография вклеена в документ.

Обычная внешняя схожесть не должна никого запутать.

Расходный ордер (т.е. документ, по которому выдаются деньги в кассе) кроме человека, который оформляет документ, должен подписать ещё и другой сотрудник — он выступает в роли контролёра. И он тоже должен проверить паспорт, и убедиться в личности получателя.

Последний этап — это кассир. Он проверяет документы, и даже сверяет подпись (мне однажды отказались выдавать деньги из-за того, что моя подпись не похожа на то, как я расписался когда-то в паспорте).

Получается, что ошибку допустил даже не один сотрудник, а трое. Можно строить разные предположения, почему так получилось, но скорее всего — это халатность, которая привела к очень неприятным последствиям.

Сейчас во многих банках фотографируют клиентов во время проведения операций или даже проводят биометрическую идентификацию. Многие этого не любят, но когда читаешь о таких случаях, то думаешь, что уж здесь дополнительная идентификация не помешала бы.

Игорь

Новые статьи

В Ассоциации банков объяснили, чем цифровой рубль может быть выгоден гражданам

Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков опубликовал статью, в которой развеял основной миф о цифровом…

2 дня назад

Почему клиенты банков не платят по кредитам — что открыло исследование Сбера

По данным Сбера, в тройку главных причин просрочек по кредитам вошли: задержка зарплаты — 34%,…

3 дня назад

Что такое «ключевой вклад» — на что обращать внимание, если решили его открыть

Некоторое время назад (примерно, когда появилось ожидание того, что ЦБ начнёт перейдёт к планомерному снижению…

5 дней назад

Обещали защиту от спама, а вышло не очень — почему не работает маркировка звонков

Одно из многообещающих нововведений начала этого месяца — то, что с 1 сентября в операторы…

1 неделя назад

Клиенты банков массово идут в МФО за „доступными” займами — спасение или долговая ловушка?

В Банке России рассказали о том, что в втором квартале 2025 года микрофинансовые организации (МФО)…

1 неделя назад

Как внедрение цифрового рубля повлияет на банковские вклады

Уже пару дней СМИ, ссылаясь на экспертов, разносят новость о том, что внедрение цифрового рубля…

2 недели назад

This website uses cookies.