Обслуживание

Нашёл чужой паспорт и снял по нему 1,5 млн рублей — как такое возможно

Некоторое время назад в нашем городе произошла история, которая стала настоящим ЧП для одного из городских банков.

Сорокалетний мужчина обнаружил пропажу средств со своего счёта, судя по всему, в мобильном приложении. А когда он решил обратиться в банк, то оказалось, что паспорта у него нет — потерял.

Выяснилось, что паспорт нашёл другой человек, и не придумал ничего лучше, чем пойти в банк и снять деньги.

Подробностей, как обычно бывает в таких случаях, известно немного. Сотрудники банков о таком если и рассказывают, то без деталей — я узнал об этой истории случайно.

Очевидно следующее: человек обратился в банк с чужим паспортом, попросил проверить остаток на счёте, обнаружил деньги и снял… 1,5 млн рублей.

Новость на одном из региональных порталов о произошедшем.

Виновного задержали, правда, удалось ли вернуть деньги, история умалчивает.

Меня же, когда я узнаю о подобных случаях, всегда беспокоят две мысли.

Во-первых, банки в такой ситуации всегда до последнего не возвращают деньги клиенту, хотя она кажется очевидной. Клиент доверил деньги банку, а банк выдал их кому-то постороннему.

Но, чтобы вернуть деньги в такой ситуации, клиенту приходится подавать в суд.

К счастью, подобных случаев не так уж и много, да и суды, как правило, решают такие дела в пользу клиентов, отмечая, что банк оказал услугу «ненадлежащим образом».

А второй момент, который меня всегда удивляет — как могли сотрудники банка выдать деньги постороннему человеку.

Дело в том, что процедура обслуживания клиента, предполагает, что, прежде чем обслужить клиента, сотрудник должен:

  • Убедиться, что паспорт действительный и подлинный.

Проверяется действительность паспорта (обычно это делается автоматически), а также что паспорт подлинный. Если вы заметили, что ваш паспорт «просветили» в лучах ультрафиолетовой лампы, то это один из этапов такой проверки.

  • Проверить, что паспорт предъявляет его владелец.

Ситуация, когда в банк обращается клиент, который выглядит совсем не так, как в паспорте — это норма. Люди меняются. Кассиров и операционистов учат (или должны обучать) определять, что перед тобой тот же человек, чья фотография вклеена в документ.

Обычная внешняя схожесть не должна никого запутать.

Расходный ордер (т.е. документ, по которому выдаются деньги в кассе) кроме человека, который оформляет документ, должен подписать ещё и другой сотрудник — он выступает в роли контролёра. И он тоже должен проверить паспорт, и убедиться в личности получателя.

Последний этап — это кассир. Он проверяет документы, и даже сверяет подпись (мне однажды отказались выдавать деньги из-за того, что моя подпись не похожа на то, как я расписался когда-то в паспорте).

Получается, что ошибку допустил даже не один сотрудник, а трое. Можно строить разные предположения, почему так получилось, но скорее всего — это халатность, которая привела к очень неприятным последствиям.

Сейчас во многих банках фотографируют клиентов во время проведения операций или даже проводят биометрическую идентификацию. Многие этого не любят, но когда читаешь о таких случаях, то думаешь, что уж здесь дополнительная идентификация не помешала бы.

Игорь

Новые статьи

Банк открыл карту, зачислил зарплату, но без договора деньги не выдаёт — что делать в такой ситуации

Любопытная история произошла с клиентом одного банка, и самое интересное в ней то, что клиентом…

2 дня назад

Может ли банк брать комиссию за зачисление зарплаты на карту

В большинстве случаев банк не взимает комиссию за входящие переводы. Тем не менее в некоторых…

2 недели назад

Почему банки выдают кредитки «на всякий случай» и стоит ли их брать

«Вместе с зарплатной картой мне выдали кредитную. Я её не просил, но девушка в офисе,…

3 недели назад

Новые банкноты 5000₽ введены в оборот, а за дизайн 1000₽ нужно будет проголосовать

Прошло уже несколько лет с того, как было объявлено о планах по постепенной замене банкнот…

4 недели назад

Почему банки не принимают „неидеальные“ доллары или евро

Пообщался с клиентом одного банка, который некоторое время назад решил спасаться от инфляции сбережениями в…

4 недели назад

В России разрабатывается система оплаты через Bluetooth — как она может работать?

Bluetooth Low Energy (BLE) — это технология беспроводной связи, которая отличается низким энергопотреблением и предназначена…

1 месяц назад

This website uses cookies.