Банковское обслуживание

Нашёл чужой паспорт и снял по нему 1,5 млн рублей — как такое возможно

Некоторое время назад в нашем городе произошла история, которая стала настоящим ЧП для одного из городских банков.

Сорокалетний мужчина обнаружил пропажу средств со своего счёта, судя по всему, в мобильном приложении. А когда он решил обратиться в банк, то оказалось, что паспорта у него нет — потерял.

Выяснилось, что паспорт нашёл другой человек, и не придумал ничего лучше, чем пойти в банк и снять деньги.

Подробностей, как обычно бывает в таких случаях, известно немного. Сотрудники банков о таком если и рассказывают, то без деталей — я узнал об этой истории случайно.

Очевидно следующее: человек обратился в банк с чужим паспортом, попросил проверить остаток на счёте, обнаружил деньги и снял… 1,5 млн рублей.

Новость на одном из региональных порталов о произошедшем.

Виновного задержали, правда, удалось ли вернуть деньги, история умалчивает.

Меня же, когда я узнаю о подобных случаях, всегда беспокоят две мысли.

Во-первых, банки в такой ситуации всегда до последнего не возвращают деньги клиенту, хотя она кажется очевидной. Клиент доверил деньги банку, а банк выдал их кому-то постороннему.

Но, чтобы вернуть деньги в такой ситуации, клиенту приходится подавать в суд.

К счастью, подобных случаев не так уж и много, да и суды, как правило, решают такие дела в пользу клиентов, отмечая, что банк оказал услугу «ненадлежащим образом».

А второй момент, который меня всегда удивляет — как могли сотрудники банка выдать деньги постороннему человеку.

Дело в том, что процедура обслуживания клиента, предполагает, что, прежде чем обслужить клиента, сотрудник должен:

  • Убедиться, что паспорт действительный и подлинный.

Проверяется действительность паспорта (обычно это делается автоматически), а также что паспорт подлинный. Если вы заметили, что ваш паспорт «просветили» в лучах ультрафиолетовой лампы, то это один из этапов такой проверки.

  • Проверить, что паспорт предъявляет его владелец.

Ситуация, когда в банк обращается клиент, который выглядит совсем не так, как в паспорте — это норма. Люди меняются. Кассиров и операционистов учат (или должны обучать) определять, что перед тобой тот же человек, чья фотография вклеена в документ.

Обычная внешняя схожесть не должна никого запутать.

Расходный ордер (т.е. документ, по которому выдаются деньги в кассе) кроме человека, который оформляет документ, должен подписать ещё и другой сотрудник — он выступает в роли контролёра. И он тоже должен проверить паспорт, и убедиться в личности получателя.

Последний этап — это кассир. Он проверяет документы, и даже сверяет подпись (мне однажды отказались выдавать деньги из-за того, что моя подпись не похожа на то, как я расписался когда-то в паспорте).

Получается, что ошибку допустил даже не один сотрудник, а трое. Можно строить разные предположения, почему так получилось, но скорее всего — это халатность, которая привела к очень неприятным последствиям.

Сейчас во многих банках фотографируют клиентов во время проведения операций или даже проводят биометрическую идентификацию. Многие этого не любят, но когда читаешь о таких случаях, то думаешь, что уж здесь дополнительная идентификация не помешала бы.

Игорь

Новые статьи

Кто будет гасить кредит, если на вас его оформили мошенники

Каждый раз, когда читаешь об очередном случае мошенничества, связанных с кредитами — когда жертва мошенничества…

3 дня назад

Как банки „наказывают“ ответственных владельцев кредитных карт

Поводом к этой публикации стал комментарий, который был оставлен к статье о «банковских абьюзерах»: Таких…

6 дней назад

„Мою маму пытались обмануть мошенники“ — схема, по которой они действовали

Недавно консультировал старого знакомого, чья мама оказалась в неприятной ситуации. «Мою маму пытались обмануть мошенники»…

1 неделя назад

Багамы уже живут с цифровыми деньгами. А что с цифровым рублём?

Цифровой рубль в России — дело ближайшего будущего. Сейчас проходит тестирование платформы, проверка осуществления типовых операций,…

2 недели назад

Чем банковский вклад отличается от депозита

Депозит в буквальном переводе с латинского означает «хранение», и фактически в этом знанчении это слово…

3 недели назад

Кто такие банковские абьюзеры и почему банки их не любят

Согласно анализу компании Frank RG, 43% клиентов готовы переводить свою зарплату или пенсию в банк…

4 недели назад

This website uses cookies.