Сбережения и вклады

5 уловок, которыми пользуются банки, чтобы не платить повышенный процент по накопительному счёту

В последние годы накопительные счета стали очень популярны. Это во многом произошло благодаря тому, что банки их активно продвигают, и стараются привлечь новых клиентов привлекательными условиями и высокими ставками.

Банкам такая гонка обходится дорого, поэтому они стараются снизить свои расходы — платят повышенные проценты только в течение непродолжительного срока (2-3 месяца), и только новым клиентам. В принципе, к этому можно приспособиться — изучил условия, внёс деньги на счёт, подождал «приветственный период», получил проценты.

Однако недавно, когда я изучал отзывы клиентов на накопительные счета, увидел довольно много жалоб, которые сводились к тому, что банк по тем или иным причинам не платил приветственные проценты в должном размере.

Ниже я покажу, как это работает на конкретных примерах — и на что стоит обратить внимание перед тем, как открыть счёт.

Календарный месяц длительностью в один день

Женщина открыла накопительный счёт 28 февраля. По условиям два месяца должна действовать повышенная ставка — т.е. в течение марта и апреля. В марте всё начислили как надо — по повышенной ставке. Но за апрель всего лишь 5 %, вместо 21 %.

В службе поддержки банка отвечают, что всё начислено корректно, повышенная ставка действовала в феврале и марте. Проблема в том, что февраль,  в данном случае, длился всего один день.

Получается ловушка формулировки «два календарных месяца». Мы ждём, что речь пойдет о полном месяце — 30-31 день. Но, в данному случае, это означало месяц открытия счёта и следующий за ним — независимо от даты открытия.

То есть, если счёт открыт в последний день месяца — «первый месяц» пролетает мимо, а остаётся только один полноценный.

Произвольно выбранная расчётная дата

Клиент открыл накопительный счёт 1 июня. Ожидал, что ставка будет действовать до 1 августа. Но, уже после открытия, увидел в приложении, что первые проценты будут выплачены уже 8 июня, а повышенная ставка будет действовать до 7 июля. В итоге вместо обещанных 2 месяцев — лишь 1 месяц и 7 дней.

Как объяснил банк, расчётный день (в его случае — 8-е число) выбирается случайным образом при открытии кары, а не самого счёта, и влияет на срок акции — повышенная ставка действует до первой расчётной даты + один полный расчётный период.

На мой взгляд, тут самое странное — это случайность расчётной даты. Обычно она либо фиксирована (последний или первый день месяца), либо привязана к дате открытия счёта. Здесь же клиент получает лотерею — расчётная дата может быть любой.

Накопительный счёт — это не вклад

Клиент открыл накопительный счёт, ориентируясь на условия, где указано, что повышенная ставка предоставляется, если ранее не было вкладов в течение 90 дней. Он действительно не открывал вкладов — у него раньше был накопительный счёт, который был открыт больше чем за полгода до нового. Увидев предложение в приложении, решил, что снова подпадает под акцию.

Однако, повышенной ставки он не получил, а в банке ему пояснили, что повторное открытие накопительного счёта уже не считается «первым», а значит — не даёт права на приветственную ставку. При этом 90-дневное ограничение касается только вкладов, и не влияет на счёт, если он уже открывался ранее.

Получается, что клиент интерпретировал условия буквально: «раз не было вкладов — ставка будет». И, возможно, он прав — по крайней мере, если прочитать определение вкладов с точки зрения закона, то оно вполне относится и накопительным счетам. Но банк решил, что ставка даётся только на первый накопительный счёт в жизни, и повторное открытие — даже через год или два — не делает вас «новым» клиентом.

Начисление на первое пополнение

Клиент открыл накопительный счёт 30 апреля и перевёл на него деньги тремя переводами из разных банков. А через месяц обнаружил, что получил около 2000 руб. процентов, вместо ожидаемых ~25 000 руб.

Почему так? По условиям счёта, проценты начисляются на минимальный остаток в течение расчётного периода. Только за сумму минимального остатка взяли минимальный остаток на конец дня, а просто минимальный остаток — т.е. фактически проценты начислялись на сумму первого пополнения.

Проблемы можно было избежать, если бы клиент заранее перечислил деньги на отдельный счёт, например, на карточный, а потом сразу пополнил накопительный счёт на общую сумму.

Минимальная сумма при открытии счёта равна нулю

Этот случай похож на предыдущий, только здесь банк очень необычно трактует понятие «минимальный остаток за месяц».

Клиент открыл счёт и внёс на него деньги 1 мая. Предполагалось, что повышенные проценты будут начисляться 60 дней. Но, когда пришло время получать проценты за первый месяц, ему ничего не начислили.

Как пояснили в банке, проценты начисляются на минимальный остаток в течение месяца, который был равен нулю — ведь, когда открыли счёт, на нём «сразу» ничего не было.

Ситуации можно было бы избежать, если бы счёт был открыт 30 апреля, т.е. в последний день месяца. Тогда по состоянию на 1 мая на нём был бы остаток, а значит были бы начислены проценты за весь месяц.

На что обращать внимание, открывая накопительный счёт

В контексте рассмотренных случаев, я бы рекомендовал обращать внимание на следующее:

  • Приветственный период. Если нет чёткого периода (до 2 месяцев, до 60 дней), то нужно выяснить, в каких случаях будет максимальный период.
  • Расчётный период. Здесь «звоночком» должна быть фраза «календарный месяц» — уточняйте, что именно в банке имеют в виду.
  • Минимальный остаток. Уже само то, что банк начисляет проценты на минимальный остаток, должно вас насторожить. И, естественно, нужно выяснить, как именно банк определяет этот минимальный остаток — на дату или вообще.
  • Кто считается новым клиентом. Как долго у вас не должно быть счетов и вкладов в банке, чтобы вы считались новым.

Особенность накопительных счетов заключается в том, что каждый банк может придумывать какие-то свои специфические условия, которых нигде раньше не было. Поэтому, главный совет может звучать банально, но… читайте внимательно условия, прежде чем открыть накопительный счёт.

Игорь

Новые статьи

„Нет наличных — нет проблем“ или как на Ямайке ввели цифровую валюту

Jam‑Dex — это «цифровые банкноты», где криптография выступает средством защиты от подделки, а встроенный цифровой…

2 дня назад

Курьеры Т-Банка начнут собирать биометрию с выездом на дом

Т-Банк объявил о запуске первого выездного сервиса сбора биометрии — услуги с помощью которой сдать биометрические…

1 неделя назад

ЦБ сделал сервис жалоб на банки — зачем нужна ещё одна форма для жалоб?

На сайте Банка России появилась новая форма — теперь любой человек может сообщить о возможных…

2 недели назад

Как правильно закрыть накопительный счёт и не потерять проценты

Прежде чем снимать деньги с накопительного счёта, нужно изучить условия, потому что в некоторых случаях…

2 недели назад

Почему «безналичная» Швеция решила защитить наличные

Казалось, что Швеция вот-вот станет первым государством, полностью отказавшимся от наличных. Но произошло неожиданное: недавно…

3 недели назад

Сколько можно открыть банковских карт и нужно ли ограничивать это количество

С осени 2025 года в России планируют ввести ограничение на количество банковских карт — не…

3 недели назад

This website uses cookies.