Банковские карты давно перестали быть диковинкой. Сотрудники банков уже не ходят по предприятиям, уговаривая подключиться к зарплатному проекту, и читая лекции о том, что такое банковские карты и зачем они нужны, не стоят возле банкоматов, рассказывая, как пользоваться «железными ящиками».
При этом большинство людей активно пользуется наличными, и даже у наиболее ярых сторонников безналичных расчётов обязательно с собой есть кошелёк с небольшой суммой наличных.
Недавно я пообщался с человеком, у которого такого кошелька нет. Он полностью отказался от наличных, ждёт введения цифрового рубля, и высокомерно относится к тем, кто «дрожит над бумажками».
В его рассуждениях много здравых мыслей, но некоторые показались мне слишком категоричными (хотя я себя точно не могу назвать противником банковских карт или цифровых расчетов).
Я собрал его основные тезисы, с их помощью можно попытаться понять мотивы тех, кто активно ратует за замену наличных денег безналичными расчётами.
„Таскать с собой наличные — это прошлый век. Занимают место в кошельке, постоянно нужно искать сдачу, а еще есть риск потерять или забыть деньги где-то.“
Конечно, карты и телефоны с NFC заметно выигрывают в удобстве. Приложил к терминалу, и оплата прошла — что может быть проще.
Однако, если возникают проблемы — с устройством, с приложениями, с электричеством, со связью, то сразу возникают неудобства.
Если же вы предпочитаете делать покупки на рынках, то придётся платить наличными или переводами. И передать несколько банкнот — гораздо удобнее, чем набирать номер телефона, чтобы оплатить покупку переводом
„Наличные легко украсть или потерять, и их невозможно вернуть. Карты и цифровые кошельки защищены PIN-кодами, без которых деньги не списать.“
С одной стороны — это так. Но, не нужно забывать про риск хищения средств с карты. Если карту украдут вместе с кошельком, то пин-код не будет большой преградой для похитителей, они просто будут тратить суммы до 3000 руб. — в пределах этой суммы бесконтактные платежи совершаются без пин-кода.
Кроме того, самым главным риском является не хищение самой карты или средств с неё, а мошенники, которые используют разные уловки, и заставляют человека самостоятельно перевести им деньги.
Да, мошенники могут обмануть и без карты — я с детства помню истории о напёрсточниках и рекомендации не играть в карты с незнакомыми людьми в поездах, но для того, чтобы отдать мошеннику наличные, нужно буквально встретиться с мошенником. Для «цифровых мошенников» достаточно телефонного звонка.
“Все мои платежи сохраняются в приложении, что позволяет контролировать траты и лучше управлять финансами.“
Это действительно удобная функция. Однако контроль расходов — это не про банковские приложения, а про самодисциплину. Самостоятельный учёт расходов полезен, независимо от того, как вы его ведёте — с помощью приложения, электронной таблицы или иное ведение учёта расходов
При этом, у такого удобства есть и другая сторона. Банки используют информацию о ваших расходах, чтобы оценивать вашу платежеспособность — чтобы предлагать кредитные продукты. Не знаю как вам, мне это не нравится. Если мне потребуется кредит, я готов предоставить банку необходимую информацию о моей кредитоспособности, и надоедливые рекламные сообщения «вам одобрен кредит» мне для этого не нужны.
„Я делаю обычные покупки, а в следующем месяце мне на счёт зачисляются деньги. По некоторым покупкам удаются вернуть половину или даже больше стоимости покупки.“
В первую очередь, нужно понимать, что кешбэк — это не заработок. Это возврат части суммы, которую вы уже потратили, а не дополнительный доход. Повышенный кешбэк по определённым категориям товаров действительно может провоцировать на незапланированные траты, особенно если вы стараетесь «максимизировать выгоду». В итоге вы рискуете потратить больше, чем изначально планировали.
Кроме того, повышенные ставки кешбэка зачастую связаны с ограничениями: либо это временная акция, либо есть лимит на сумму возврата. Банки и магазины используют эти программы, чтобы стимулировать покупки, а не чтобы обогатить вас. Кешбэк помогает им получать больше комиссий с ваших операций, или увеличивать оборот в конкретных категориях.
Важно также учитывать, что использование кешбэка иногда сопряжено с дополнительными условиями, например, более высоким обслуживанием карты или скрытыми комиссиями. В конечном счёте, если не контролировать расходы, то «заработок» на кешбэке может оказаться иллюзией..
„В Европе уже почти никто не пользуется наличными, зачем нам отставать?“
В некоторых странах доля наличных действительно уменьшается. Но даже там пока не рассматривают полный отказ от наличных.
Даже в самых цифровизированных стрнах можно оказаться в ситуации, когда безналичные расчёты невозможны. А если говорить о каких-то кризисных ситуациях или нестабильных экономических условиях, то к наличным будет доверие выше, независимо от того, пытаетесь вы что-либо купить или продать.
Уверен, что наличные и банковские карты (и даже цифровые рубли, которые рано или поздно станут частью нашей жизни) — это инструменты, которые дополняют друг друг. Полный отказ от наличных в пользу цифровых расчётов пока выглядит преждевременным. Но и отказ от банковских карт уже невозможен, как невозможно отказаться от множества вещей, которыми мы пользуемся — от автомобилей до интернета.
Новое положение ЦБ фактически запретило подросткам открывать счета самостоятельно, а также ограничило им возможность совершать…
Недавно поговорил со знакомым, который поделился странной ситуацией. Он решил себе оформить кредитную карту одного…
Cнять самозапрет сложнее, чем установить. Однако существуют возможные сценарии, которыми могут воспользоваться мошенники.
«Уведомления подключили мы, чтобы вы были спокойны за свои деньги и лучше контролировали все траты.…
Почему может потребоваться необходимость снять самозапрет? Самая очевидная Наличие установленного самозапрета может привести к тому,…
Доверенность даёт законное основание для управления счетом от имени другого лица. Но в случае банковской…
This website uses cookies.