Финансовые сервисы

Почему маркетплейсы не дают расплатиться наличными

Сейчас в России большая часть покупок оплачивается безналично — порядка 85%, по данным ЦБ за 2024 г.

При этом всё ещё можно оказаться в ситуации, когда покупателю откажут в приёме карты и попросят оплатить наличными — небольшие магазины, продавцы на местных рынках и т.п.

Так предприниматели могут сэкономить на комиссии, которую они платят банку. Правда, более-мене крупному бизнесу отказываться от приёма банковских карт уже нельзя. А что с наличными? Недавно меня спросили в комментариях, почему на маркетплейсах принимается оплата только безналично.

Вопрос, поначалу меня озадачил — я просто не задумывался об этом, потому что всегда расплачиваюсь картой или по СБП.

Но сама ситуация показалась мне интересной, чтобы разобраться.

Почему розничные магазины обязаны принимать к оплате карты, а маркетплейсы могут не принимать наличные

Ответ на эти вопрос лежит в законе о защите прав потребителей, в статье 16.1:

«Продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.»

Маркетплейсы, с точки зрения закона, относятся к агрегаторам, и приписка «в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем» говорит о том, что если они в своей деятельности не ведут наличных расчётов с потребителем, то соответствующий выбор они потребителю могут и не предоставлять.

Для остальных магазинов в законе обозначены лимиты выручки (20 млн руб. в год для бизнеса или 5 млн руб. в год для тороговой точки) при превышении которых покупателю обязаны предоставить выбор, как платить  — наличными, или «с использованием национальных платежных инструментов».

Вот и получается, что розничные магазины обязаны принимать и банковские карты, и наличные, а маркетплейсы могут ограничиться безналичными платежами.

Правда, не всем это нравится, и ситуацию даже пытались решить законодательно.

Роспотребнадзор предлагал обязать маркетплейсы и онлайн-сервисы принимать наличные

В 2020 г. СМИ писали о том, что Роспотребнадзор разработал поправки в закон о защите прав потребителей, должны были защитить право покупателей выбирать способ оплаты.

По мнению разработчиков поправок, потребитель не обязан иметь банковскую карту, но при этом не должен быть ограничен в доступе к товарам и услугам, т.е. он должен иметь возможность расплачиваться наличными и за покупки, оформленные онлайн.

Честно говоря, я не уверен, что есть смысл защищать наличные в данном случае. Возможность оплаты наличными в пунктах выдачи заказов наверняка кому-то покажется удобной и полезной. Но это приведёт к росту цен — ведь у таких точек появится необходимость обзаводиться кассами, сейфами и инкассаторами.

Игорь

Новые статьи

Принят закон об увеличении страховки по длинным вкладам. На что обратить внимание вкладчикам

Госдумой принят закон, который вносит изменения в условия страхования вкладов. Некоторые СМИ поспешили вынести в…

3 дня назад

Банки снижают ставки по вкладам — какие стратегии помогут защитить ваши сбережения

По результатам первой декады июля средняя максимальная ставка составила 17,91%. Это меньше, чем в предыдущие…

5 дней назад

Можно ли отказаться от цифрового рубля и что для этого нужно сделать

Недавно в комментариях к одной из публикаций оставили сообщение с фотографией ответа Сбербанка, на заявление…

6 дней назад

Для чего нужен срок действия банковской карты и можно ли без него обойтись

Когда банковские карты начали активно распространяться в 1970–80‑х годах, появилась необходимость учитывать утерянные или заблокированные…

1 неделя назад

ЦБ хочет остановить действие „просроченных“ карт. Что делать их владельцам

Банковские карты Visa и MasterCard, выпущенные ещё до того, как эти компании перестали вести деятельность…

1 неделя назад

Сайтам и маркетплейсам запретят автоматически списывать плату за подписки

В последние годы всё больше людей пользуются подписными сервисами — услуги предоставляются по подписке, а…

2 недели назад

This website uses cookies.