Финансовые сервисы

Почему маркетплейсы не дают расплатиться наличными

Сейчас в России большая часть покупок оплачивается безналично — порядка 85%, по данным ЦБ за 2024 г.

При этом всё ещё можно оказаться в ситуации, когда покупателю откажут в приёме карты и попросят оплатить наличными — небольшие магазины, продавцы на местных рынках и т.п.

Так предприниматели могут сэкономить на комиссии, которую они платят банку. Правда, более-мене крупному бизнесу отказываться от приёма банковских карт уже нельзя. А что с наличными? Недавно меня спросили в комментариях, почему на маркетплейсах принимается оплата только безналично.

Вопрос, поначалу меня озадачил — я просто не задумывался об этом, потому что всегда расплачиваюсь картой или по СБП.

Но сама ситуация показалась мне интересной, чтобы разобраться.

Почему розничные магазины обязаны принимать к оплате карты, а маркетплейсы могут не принимать наличные

Ответ на эти вопрос лежит в законе о защите прав потребителей, в статье 16.1:

«Продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.»

Маркетплейсы, с точки зрения закона, относятся к агрегаторам, и приписка «в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем» говорит о том, что если они в своей деятельности не ведут наличных расчётов с потребителем, то соответствующий выбор они потребителю могут и не предоставлять.

Для остальных магазинов в законе обозначены лимиты выручки (20 млн руб. в год для бизнеса или 5 млн руб. в год для тороговой точки) при превышении которых покупателю обязаны предоставить выбор, как платить  — наличными, или «с использованием национальных платежных инструментов».

Вот и получается, что розничные магазины обязаны принимать и банковские карты, и наличные, а маркетплейсы могут ограничиться безналичными платежами.

Правда, не всем это нравится, и ситуацию даже пытались решить законодательно.

Роспотребнадзор предлагал обязать маркетплейсы и онлайн-сервисы принимать наличные

В 2020 г. СМИ писали о том, что Роспотребнадзор разработал поправки в закон о защите прав потребителей, должны были защитить право покупателей выбирать способ оплаты.

По мнению разработчиков поправок, потребитель не обязан иметь банковскую карту, но при этом не должен быть ограничен в доступе к товарам и услугам, т.е. он должен иметь возможность расплачиваться наличными и за покупки, оформленные онлайн.

Честно говоря, я не уверен, что есть смысл защищать наличные в данном случае. Возможность оплаты наличными в пунктах выдачи заказов наверняка кому-то покажется удобной и полезной. Но это приведёт к росту цен — ведь у таких точек появится необходимость обзаводиться кассами, сейфами и инкассаторами.

Игорь

Новые статьи

В Ассоциации банков объяснили, чем цифровой рубль может быть выгоден гражданам

Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков опубликовал статью, в которой развеял основной миф о цифровом…

2 дня назад

Почему клиенты банков не платят по кредитам — что открыло исследование Сбера

По данным Сбера, в тройку главных причин просрочек по кредитам вошли: задержка зарплаты — 34%,…

3 дня назад

Что такое «ключевой вклад» — на что обращать внимание, если решили его открыть

Некоторое время назад (примерно, когда появилось ожидание того, что ЦБ начнёт перейдёт к планомерному снижению…

5 дней назад

Обещали защиту от спама, а вышло не очень — почему не работает маркировка звонков

Одно из многообещающих нововведений начала этого месяца — то, что с 1 сентября в операторы…

1 неделя назад

Клиенты банков массово идут в МФО за „доступными” займами — спасение или долговая ловушка?

В Банке России рассказали о том, что в втором квартале 2025 года микрофинансовые организации (МФО)…

1 неделя назад

Как внедрение цифрового рубля повлияет на банковские вклады

Уже пару дней СМИ, ссылаясь на экспертов, разносят новость о том, что внедрение цифрового рубля…

2 недели назад

This website uses cookies.