Сейчас в России большая часть покупок оплачивается безналично — порядка 85%, по данным ЦБ за 2024 г.
При этом всё ещё можно оказаться в ситуации, когда покупателю откажут в приёме карты и попросят оплатить наличными — небольшие магазины, продавцы на местных рынках и т.п.
Так предприниматели могут сэкономить на комиссии, которую они платят банку. Правда, более-мене крупному бизнесу отказываться от приёма банковских карт уже нельзя. А что с наличными? Недавно меня спросили в комментариях, почему на маркетплейсах принимается оплата только безналично.
Вопрос, поначалу меня озадачил — я просто не задумывался об этом, потому что всегда расплачиваюсь картой или по СБП.
Но сама ситуация показалась мне интересной, чтобы разобраться.
Ответ на эти вопрос лежит в законе о защите прав потребителей, в статье 16.1:
«Продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.»
Маркетплейсы, с точки зрения закона, относятся к агрегаторам, и приписка «в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем» говорит о том, что если они в своей деятельности не ведут наличных расчётов с потребителем, то соответствующий выбор они потребителю могут и не предоставлять.
Для остальных магазинов в законе обозначены лимиты выручки (20 млн руб. в год для бизнеса или 5 млн руб. в год для тороговой точки) при превышении которых покупателю обязаны предоставить выбор, как платить — наличными, или «с использованием национальных платежных инструментов».
Вот и получается, что розничные магазины обязаны принимать и банковские карты, и наличные, а маркетплейсы могут ограничиться безналичными платежами.
Правда, не всем это нравится, и ситуацию даже пытались решить законодательно.
В 2020 г. СМИ писали о том, что Роспотребнадзор разработал поправки в закон о защите прав потребителей, должны были защитить право покупателей выбирать способ оплаты.
По мнению разработчиков поправок, потребитель не обязан иметь банковскую карту, но при этом не должен быть ограничен в доступе к товарам и услугам, т.е. он должен иметь возможность расплачиваться наличными и за покупки, оформленные онлайн.
Честно говоря, я не уверен, что есть смысл защищать наличные в данном случае. Возможность оплаты наличными в пунктах выдачи заказов наверняка кому-то покажется удобной и полезной. Но это приведёт к росту цен — ведь у таких точек появится необходимость обзаводиться кассами, сейфами и инкассаторами.
Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков опубликовал статью, в которой развеял основной миф о цифровом…
По данным Сбера, в тройку главных причин просрочек по кредитам вошли: задержка зарплаты — 34%,…
Некоторое время назад (примерно, когда появилось ожидание того, что ЦБ начнёт перейдёт к планомерному снижению…
Одно из многообещающих нововведений начала этого месяца — то, что с 1 сентября в операторы…
В Банке России рассказали о том, что в втором квартале 2025 года микрофинансовые организации (МФО)…
Уже пару дней СМИ, ссылаясь на экспертов, разносят новость о том, что внедрение цифрового рубля…
This website uses cookies.