Банковское обслуживание

Банкам запретили брать «автоматическое» согласие на запросы кредитной истории — что изменится

Периодически проверяя кредитную историю, я обнаруживаю в ней запросы от разных банков. Причём заявки на кредиты я не подаю, а кредитов и кредитных карт у меня тоже нет

Делают банки это с одной единственной целью — таким образом они проверяют клиента, прежде чем сделать ему «выгодное предложение».

Чтобы отправлять по клиенту запрос на кредитную историю, банк должен заручиться согласием клиента, и очень часто такое согласие «приплюсовывалось» к какому-то другому документу.

Понятно, что такое согласие запрашивается в заявлении на оформление какого-то кредитного продукта, но его можно обнаружить в договоре вклада, заявлении на получении банковской карты, согласии на обработку персональных данных — т.е. практически в любом документе.

Часто такой документ составлен так, что отказаться от согласия ты не можешь — подписал заявление на карту и сразу согласился.

Отозвать такое согласие можно отдельным заявлением. И в некоторых банках мне так и приходилось делать — сразу подписывал два документа. Первый с согласием, второй с отзывом.

К сожалению, такие согласия собираются и при оформлении продуктов в мобильном приложении. Оформил новую карту и сразу согласился.

Именно эту ситуацию Банк России и хочет изменить.

Как банки должны получать согласие на запрос кредитной истории

ЦБ направил банкам информационное письмо, в котором разъяснил, как разрешено получать согласие клиента банку на взаимодействие с его кредитной историей:

  • У клиента должна быть возможность не давать согласие.

Даже если речь идёт о кредитном продукте, и согласие на запросы кредитной истории включено в заявление, само согласие должно быть выделено отдельным пунктом, с которым он может согласиться или не согласиться.

Это относится и к оформлению сделки электронным способом. Т.е. в форме, которое предлагает клиенту мобильное приложение или онлайн-банк, должна быть отдельная кнопка или «галочка» с помощью которой клиент может выразить своё согласие.

Правда, это не значит, что банк обязан выдавать кредит, если клиент не поставил «галочку» в нужном месте и не дал разрешение на получение его кредитного отчёта.

  • Если согласие запрашивается для нескольких бюро, то клиент должен предоставить согласие в отношении каждого.

Сейчас банки, выдавая кредиты, обязаны направлять информацию не менее чем в два бюро кредитных историй. И у недобросовестного клиента, теоретически, возникает возможность манипулировать. Допустим, он знает, что в конкретном бюро есть информация о допущенных ранее просрочках. Клиент может не дать согласие на конкретно это бюро, и банк не узнает о просрочках.

Правда, такая ситуация будет изначально восприниматься банками с подозрением, поэтому вероятность получить кредит, дав согласие лишь на одно бюро из двух, будет значительно ниже.

В любом случае, такие требования повышают прозрачность для клиента. Он теперь будет видеть, когда у него требуют согласие в той ситуации, когда вроде бы его не должно (зачем давать согласие на запросы кредитной истории при оформлении вклада?). И это хорошо.

Правда, у банков тоже остаётся поле для манёвра. При оформлении документов в офисе сотрудники очень часто расставляют галочки за клиентов, а в приложении такие галочки проставлены заранее — их нужно снять. Поэтому совет внимательно читать, что подписываешь, всегда будет актуальным.

Игорь

Новые статьи

Почему сотрудник банка (не) должен помогать клиенту сберечь или заработать деньги

Недавно мне написал клиент одного банка и рассказал о том, как он остался без процентов…

3 дня назад

Когда и как можно будет расплачиваться цифровыми рублями

Банк России опубликовал обновлённый план по внедрению цифрового рубля. В соответствии с планом, который ЦБ…

7 дней назад

Почему банк может не выдать вклад, и что ему за это грозит

После того, как клиент изъявил желание забрать свой вклад, банк должен сделать это как можно…

1 неделя назад

„Нет наличных — нет проблем“ или как на Ямайке ввели цифровую валюту

Jam‑Dex — это «цифровые банкноты», где криптография выступает средством защиты от подделки, а встроенный цифровой…

2 недели назад

5 уловок, которыми пользуются банки, чтобы не платить повышенный процент по накопительному счёту

Банки стараются снизить свои расходы по накопительным счетам — платят повышенные проценты только в течение…

3 недели назад

Курьеры Т-Банка начнут собирать биометрию с выездом на дом

Т-Банк объявил о запуске первого выездного сервиса сбора биометрии — услуги с помощью которой сдать биометрические…

3 недели назад

This website uses cookies.