Недавно общался со старым знакомым, бывшим клиентом. Когда-то я ему оформлял карту и учил пользоваться банкоматом, а сейчас он поделился своим опытом получения зарплаты на карту в другом банке.

Он устроился работать на новое место работы, и в какой-то момент его попросили заполнить заявление на карту. Заявление у него забрали, а через некоторое время он получил карту.

Правда, почему-то первую же зарплату банк на карту не зачислил, а вернул обратно на счёт предприятия. Но потом зачисления происходили без каких-то особых проблем.

Через некоторое время, как водится, ему стали названивать из банка с предложением оформить кредит, и, проверив свою кредитную историю, мой знакомый удивился, что банк уже несколько раз делал запросы на кредитную историю и даже отправил заявку на оформление кредита…

Вроде бы обыденная история, которая привлекла моё внимание рядом странностей:

  • Банк открыл счёт и выдал карту без присутствия клиента.

Это не то чтобы странность, но в целом банки не должны так делать.

В идеале клиент должен лично присутствовать при открытии счёта и при получении карты. Карту (если сам банк не против) можно передать по доверенности.

Чтобы не вести в банк зарплатных клиентов (это часто сложно организационно, если открываются счета сразу всем сотрудникам крупного предприятия), банки придумали хитрость. Они открывают счёт, который не считается активным до того момента, пока клиент не подпишет договор.

Тогда обычно счета открывают списочно, а карты выдают лично — или приглашают клиентов в банк, или сотрудник банка выезжает на предприятие и выдаёт карты там.

Того, что описал мой знакомый, быть не должно.

  • Банк не зачисляет зарплату и возвращает деньги.

На это могут быть разные причины. Чаще всего — это какая-то ошибка в ведомости со стороны бухгалтерии предприятия. Указали неправильно номер паспорта или номер счёта, и банк уже не может зачислить деньги.

Обычно такое решается оперативно — банк старается не возвращать деньги, а созвониться с бухгалтерией, объяснить в чём ошибка, получить новую ведомость и зачислить деньги.

Но бывают и экзотические ситуации. Я сталкивался с тем, что зачисление зарплаты не прошло, потому что какие-то алгоритмы сочли операцию подозрительной. И владельцу карты пришлось доказывать, что он работает на предприятии — отправлять в банк копию справки 2НДФЛ.

  • Регулярные запросы в бюро кредитных историй.

Тут всё просто — в заявлении на выпуск карты наверняка был пункт с соответствующим согласием. Думаю, где-то рядом была «галочка» на согласие о получении рекламных рассылок.

Такое согласие можно отозвать.

  • Банк оформляет кредитку без заявки клиента.

Вот тут в истории моего знакомого для меня самая большая загадка. Чтобы отправить заявку — нужно заявление клиента. Он заявку на кредит не подавал. Ещё один вариант — возможно в том же самом заявлении на выдачу карты было что-то вроде согласия на получение кредитной карты, и это заявка именно об этом.

Но… после того, как мой знакомый обратился с жалобой в банк, ему сказали, что был технический сбой, и соответствующую запись из НБКИ удалили.

В общем, полезно периодически самому делать запросы в БКИ. Тем более, что два раза в год это можно делать бесплатно.

А вообще, главная проблема зарплатных карт — это так называемое «Зарплатное рабство». Когда сотрудника заставляются обслуживаться в каком-то конкретном банке, не предоставляя возможности выбирать.

Конечно, у него есть право получать зарплату на счёт в любом банке или наличными, но это скорее теоретическая возможность, потому что на практике редко кто-то пытается настоять на своём.