Недавно написал подписчик, раздражённый тем, что везде, где только можно, у него просят копию паспорта:
«Почему банк без моего согласия сканирует паспорт, могу ли я это запретить?»
На мой взгляд здесь три вопроса: «почему без согласия?», «почему сканирует?» и «можно ли запретить?». Отвечу на них, правда немного в другом порядке.
Любой банк в своей деятельности руководствуется законами (а как же иначе?) и инструкциями Банка России. Инструкция №204-И, которая задаёт порядок открытия, ведения и закрытия счетов в банках, содержит такое требование:
«Банк обязан располагать копиями документов, удостоверяющих личность клиента, а также лиц, личности которых необходимо установить при открытии счета, либо сведениями о следующих реквизитах указанных документов: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, а также код подразделения…».
Из этого следует, что у банка есть два варианта действий: изготовить копию документа, удостоверяющего личность — ксерокопировать или отсканировать отдельные страницы паспорта, либо переписать его реквизиты.
Копию сделать быстрее, вероятности ошибки нет, поэтому банки предпочитают именно этот вариант.
И, на мой взгляд, это правильно. Сотрудники банков гораздо чаще ошибаются, чем можно себе представить — пропускают буквы в фамилии, путают «ё» и «е», неверно указывают номера паспортов или дату рождения… Иногда только наличие копии паспорта может подтвердить, что у клиента действительно есть счёт в этом банке, и просто была допущена ошибка при оформлении анкеты.
Если, исходя из инструкции, банку достаточно переписать реквизиты, то почему бы не запретить ему копировать паспорт?
Попробовать можно. Но вы наверняка столкнётесь с непониманием со стороны сотрудника, который действует в соответствии с внутренними инструкциями банка, где не предусмотрены варианты, а просто сказано, что нужно изготовить копию паспорта.
Соответственно, если клиент запретил делать копию, то сотрудник может лишь одно — отказать клиенту в обслуживании.
Тем не менее, я могу представить ситуацию, когда банк с пониманием отнесётся к такой просьбе клиента. Но для этого должны «сойтись звёзды» — клиенту должен попасться сотрудник, который знает чуть больше инструкций банка, который готов обратиться к руководству с просьбой изменить стандартную процедуру обслуживания, либо сам клиент должен быть очень важен для банка, чтобы постараться его удержать…
Этот вопрос поставит в тупик любого сотрудника банка. Они просто об этом не задумываются — как научили, так и делают. Но, поскольку копирование фактически является единственным вариантом, при котором клиента смогут обслужить, то получается, что клиент согласен «по умолчанию». Пришёл в банк — приходи с паспортом, и будь готов, что его скопируют.
P.S. Кстати, есть гарантированный способ, при котором банк не будет копировать ваш паспорт —открыть счёт удалённо, авторизовавшись с помощью биометрии. Правда, боюсь, не всем этот способ придётся по душе 😉
Каждый раз, когда читаешь об очередном случае мошенничества, связанных с кредитами — когда жертва мошенничества…
Поводом к этой публикации стал комментарий, который был оставлен к статье о «банковских абьюзерах»: Таких…
Недавно консультировал старого знакомого, чья мама оказалась в неприятной ситуации. «Мою маму пытались обмануть мошенники»…
Цифровой рубль в России — дело ближайшего будущего. Сейчас проходит тестирование платформы, проверка осуществления типовых операций,…
Депозит в буквальном переводе с латинского означает «хранение», и фактически в этом знанчении это слово…
Согласно анализу компании Frank RG, 43% клиентов готовы переводить свою зарплату или пенсию в банк…
This website uses cookies.