Банковское обслуживание

Можно ли запретить банку копировать мой паспорт

Недавно написал подписчик, раздражённый тем, что везде, где только можно, у него просят копию паспорта:

«Почему банк без моего согласия сканирует паспорт, могу ли я это запретить?»

На мой взгляд здесь три вопроса: «почему без согласия?», «почему сканирует?» и «можно ли запретить?». Отвечу на них, правда немного в другом порядке.

Почему банк сканирует и копирует паспорта

Любой банк в своей деятельности руководствуется законами (а как же иначе?) и инструкциями Банка России. Инструкция №204-И, которая задаёт порядок открытия, ведения и закрытия счетов в банках, содержит такое требование:

«Банк обязан располагать копиями документов, удостоверяющих личность клиента, а также лиц, личности которых необходимо установить при открытии счета, либо сведениями о следующих реквизитах указанных документов: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, а также код подразделения…».

Из этого следует, что у банка есть два варианта действий: изготовить копию документа, удостоверяющего личность — ксерокопировать или отсканировать отдельные страницы паспорта, либо переписать его реквизиты.

Копию сделать быстрее, вероятности ошибки нет, поэтому банки предпочитают именно этот вариант.

И, на мой взгляд, это правильно. Сотрудники банков гораздо чаще ошибаются, чем можно себе представить — пропускают буквы в фамилии, путают «ё» и «е», неверно указывают номера паспортов или дату рождения… Иногда только наличие копии паспорта может подтвердить, что у клиента действительно есть счёт в этом банке, и просто была допущена ошибка при оформлении анкеты.

Можно ли запретить банку копировать паспорт

Если, исходя из инструкции, банку достаточно переписать реквизиты, то почему бы не запретить ему копировать паспорт?

Попробовать можно. Но вы наверняка столкнётесь с непониманием со стороны сотрудника, который действует в соответствии с внутренними инструкциями банка, где не предусмотрены варианты, а просто сказано, что нужно изготовить копию паспорта.

Соответственно, если клиент запретил делать копию, то сотрудник может лишь одно — отказать клиенту в обслуживании.

Тем не менее, я могу представить ситуацию, когда банк с пониманием отнесётся к такой просьбе клиента. Но для этого должны «сойтись звёзды» — клиенту должен попасться сотрудник, который знает чуть больше инструкций банка, который готов обратиться к руководству с просьбой изменить стандартную процедуру обслуживания, либо сам клиент должен быть очень важен для банка, чтобы постараться его удержать…

Почему банк не спрашивает согласие на копирование паспорта

Этот вопрос поставит в тупик любого сотрудника банка. Они просто об этом не задумываются — как научили, так и делают. Но, поскольку копирование фактически является единственным вариантом, при котором клиента смогут обслужить, то получается, что клиент согласен «по умолчанию». Пришёл в банк — приходи с паспортом, и будь готов, что его скопируют.

P.S. Кстати, есть гарантированный способ, при котором банк не будет копировать ваш паспорт —открыть счёт удалённо, авторизовавшись с помощью биометрии. Правда, боюсь, не всем этот способ придётся по душе 😉

Игорь

Новые статьи

«Ozon подключается к цифровому рублю» — а есть ли новость?

Ozon Банк, связанный с известным маркетплейсом, ищет разработчиков, которые будут работать на подключением к платформе…

1 день назад

Как банки повышают ставку по кредиту, но не нарушают закон — и что с этим делать клиентам

Клиенты банков сообщают о том, что столкнулись с изменением условий по ранее выданным кредитам. О…

5 дней назад

Банки смогут увольнять сотрудников за одно нарушение — изменится ли что-то на самом деле?

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, дающий банкам право расторгать трудовые договоры с работниками…

7 дней назад

Банки запускают онлайн-банки в MAX — безопасны ли банковские боты?

В последнее время несколько банков объявило о создании удалённых сервисов для пользователей мессенжера MAX. 22…

1 неделя назад

Крупные банки подняли ставки по вкладам, а ЦБ понизил ключевую — в чём подвох

24 октября Банк России объявил о снижении ключевой ставки до 16,5%. Эта ставка влияет на…

2 недели назад

Стоит ли «пускать» сотрудника банка в свой телефон

Жалуется мой старый знакомый, недовольный обслуживанием в одном банке: «Жена пришла в банк, чтобы открыть…

2 недели назад

This website uses cookies.