Некоторое время назад я писал о том, как смена номера телефона может обернуться неприятным сюрпризом, если не проинформировать об этом банк.
Напомню. Клиенты банка ВТБ стали сообщать о том, что на их имя в банке оформлялись кредиты посторонними лицами. Мошенники воспользовались тем, что завладели номерами телефонов, которые раньше принадлежали клиентам банка. С помощью телефона «восстанавливали» доступ к личному кабинету, а значит, ко всем счетам в банке, и даже получили возможность подавать заявки на кредит.
Самый интересный вопрос, оставшийся без ответа — что в итоге будет с клиентами, как они выкрутятся из этой ситуации, и как поступит банк.
«Кредиты, которые я не брала» — история пострадавшего клиента
Недавно одна из клиентов, пострадавших от такого мошенничества, опубликовала рассказ под заголовком «Кредиты, которые я не брала» на портале «Пикабу», в котором поделилась личной историей.
В июле 2024 года она случайно обнаружила, что на её имя были оформлены два кредита в марте того же года. Первый кредит был выдан 6 марта, а второй — 9 марта. Оба кредита были оформлены через личный кабинет, доступ к которому был получен по старому номеру телефона клиентки, который она не использовала уже несколько лет. То есть всё, как описывали другие клиенты, которые жаловались на банк в соцсетях и на сайтах отзывов.
По мнению клиентки, банк выдал кредиты, не проводя должной проверки. Анкеты, поданные мошенниками, содержали массу ошибок и нестыковок: указано неправильное место работы, нет данных о стаже и должности, а зарплата оказалась существенно завышена. Несмотря на это, банк одобрил кредиты и даже не заблокировал подозрительные переводы с кредитного счёта на сторонние счета.
Узнав о мошенничестве, клиентка сразу обратилась в банк с претензией, написала отзыв на портале банки.ру и написала заявление в полицию.
Неизвестно, что именно «сработало», но через десять дней банк сообщил, что кредиты аннулированы. Для того, чтобы исправить испорченную кредитную историю, клиенту пришлось писать новое заявление.
В общем, банк справился с последствиями ситуации хорошо — не стал перекладывать вину на клиента, а проанализировал ситуацию и отнёс эти кредиты на свои расходы. Со своей стороны банк также обратился в правоохранительные органы (об этом можно судить по ответам банка на портале банки.ру), но не думаю, что о результатах будет сообщено публично.
Из «курьёзного» можно отметить то, что когда женщина решила попросить у банка справки о том, что кредиты закрыты и у банка к ней претензий нет, с неё потребовали заплатить 200 руб. за каждую справку.
В целом, можно считать, что всё закончилось хорошо и 400 рублей — небольшая плата, в условиях, когда ты мог потерять гораздо больше. Но нет ничего хорошего в том, что ситуация стала возможной.
Как не попасть в такую ситуацию
Я уверен, что в ВТБ уже сделали свои выводы, но нет гарантий что система не даст сбой или что-то подобное не произойдёт в другом банке.
Клиентам нужно проявлять хотя бы минимальную предосторожность:
- Если сменился номер телефона — сообщить о его изменении во всех банках, сменить его во всех сервисах, где он использовался для авторизации.
Помните, что утерянный номер нужно восстановить, при смене оператора связи номер можно сохранить, а если он у вас оформлен на другого человека (например, на вашего родственника), то его можно переоформить на вас.
- Не используйте корпоративный (рабочий) номер в личных целях. Не используйте его для авторизации в сервисах (и банках), не имеющих отношения к работе.
- Закрывайте ненужные карты, счета и договора, включая договоры на онлайн-банк или договор на комплексное обслуживание.
И, конечно, нужно регулярно проверять кредитную историю. Два раза в год это можно делать бесплатно и даже этого будет достаточно, чтобы сохранять уверенность в том, что на ваше имя не оформили «неожиданных» кредитов.