Мы уже привыкли к самозанятым, наверняка среди ваших знакомых они тоже есть. Кто-то из них полностью отдан своему делу, а кто-то совмещает «самозанятость» с деятельностью по основному месту работы.

Получив оплату за свои услуги, они выдают чек, который официально зарегистрирован в налоговой. А недавно у самозанятых появилась новая возможность — сформировать счёт в официальном приложении от налоговой.

Зачем и когда самозанятому выставлять счёт

Счёт на оплату — это документ, в котором прописано, за что должна быть произведена оплата, сумма и реквизиты, по которым нужно платить.

В некоторых случаях счёт может выступать в роли оферты (если там прописаны все условия), а оплата счёта является акцептом — согласием.

Самозанятые не обязаны создавать счета, но они могут потребоваться в следующих случаях:

  • Услуги оказываются юридическому лицу и в договор включено условие о том, что оплата осуществляется на основании выставленного счёта.

В этом случае, обязанность выставить счёт вытекает из договора.

  • После обсуждения с клиентом условий, счёт можно выставить в качестве завершающего шага, побуждающего совершить оплату.

На мой взгляд, нет смысла выставлять счёт, если оплата производится здесь и сейчас. Но если вам должны оплатить в течение какого-то срока, если оплата производится безналичным путём, то счёт не помешает.

Как самозанятому выставить счёт

Как и формирование чека, всё осуществляется в приложении «Мой налог». Используется тот же интерфейс, что и при создании чека (кнопка «Новая продажа»), только после ввода наименования услуг и стоимости, и выбора типа клиента (юридическое / физическое лицо) нужно нажать не кнопку «Выдать чек», а «Выдать счёт».

Счёт включает в себя реквизиты для оплаты. Их нужно указать в настройках, в разделе платежи.

Поддерживается два способа оплаты — по номеру телефона (СБП) и по банковским реквизитам.

После того, как счёт создан, появится возможность сформировать документ в формате PDF, или отправить ссылку на него по электронной почте или номеру телефона.

Так выглядит счёт в виде документа.

При необходимости его можно распечатать и передать в виде бумажного документа.

Как оплачивать счёт самозанятого

На счёте указан QR-код и первый порыв — произвести оплату по QR-коду.

К сожалению, такой возможности нет. QR-код содержит в себе ссылку на электронное представление счёта на сайте ФНС.

Поэтому оплата счёта производится традиционным способом. Или переводом по номеру телефона, посредством СБП, либо платёжным поручением по банковским реквизитам.

Соответственно, самозанятый должен будет вручную подтвердить, что счёт оплачен.

В будущем также можно будет подключить платежного агента, для формирования электронного счета, для автоматической оплаты.

Что делать если счёт не оплачен

Поскольку счёт не является обязательным документом, он может использоваться в качестве предложения (оферты), то он может остаться неоплаченным. В этом случае счёт нужно просто аннулировать.