Банковское обслуживание

Почему банки настаивают на биометрии, хотя не имеют права её требовать

Рассказывает подписчик моего канала (название банка я убрал, потому что оно не играет особой роли — с этим можно столкнуться во многих банках):

„В офисе оператора связи предложили открыть дебетовую карту одного банка. Стали оформлять и вдруг попросили посмотреть в камеру. Я удивился, ведь паспорт уже проверили. Отказался.
Позвонил на горячую линию банка, там сказали, что фото не обязательно. Оформил заявку на карту. Теперь карту привёз курьер и… он тоже решил меня сфотографировать. Снова звонок на горячую линию — оказалось, это требование службы охраны банка для подтверждения личности. Не согласился.
В итоге у меня нет карты банка, а у банка — моей биометрии“.

Ситуация достаточно распространенная. Наверное, уже все сталкивались с тем, что при визите в банк вас пытаются сфотографировать — банки собирают биометрию для Единой биометрической системы, чтобы в дальнейшем осуществлять биометрическую авторизацию.

Претензия клиента тоже понятна, особенно если он успел заглянуть в закон об идентификации с помощью биометрических данных № 572-ФЗ, где в ст. 3, п. 13 сказано:

«Отказ физического лица от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных не может служить основанием для отказа ему в оказании государственной, муниципальной или иной услуги, выполнении государственных, муниципальных функций, продаже товаров, выполнении работ или отказа в приеме на обслуживание».

Почему курьер или сотрудник салона связи, где вам оформляют карту, всё равно настаивает на фотографировании?

В банке вам скажут, что фотография нужна для проведения идентификации, а также для безопасности.

Действительно, банк обязан идентифицировать клиента — это определяется «антиотмывочным законом» 115-ФЗ. Причём, согласно ст. 7 этого закона, банк обязан идентифицировать клиента «до приема на обслуживание».

Получается, что без проведения такого фотографирования, банк не может идентифицировать клиента, и не может принять его на обслуживание. Наверное, кто-то здесь увидит противоречие с законом о биометрической идентификации, но обсуждать это и доказывать что-то курьеру, продавцу салона связи или специалисту поддержки, смысла нет. В работе они руководствуются инструкциями, не сильно вникая в то, что написано в законах.

Тем более, что часто такие сотрудники не являются действительно квалифицированными специалистами. Если посмотреть, кого приглашают на должность «доставщиков карт», то обычно по таким вакансиям не требуется ни опыт работы, ни высшего образования. Это работа, за которую «не держатся», и банки понимают, какие риски это создаёт.

Поэтому, много от них и не ждут — главное, чтобы привёз карту и не перепутал документы, а всё остальное делают другие сотрудники банка, в т.ч. эксперты службы безопасности.

Возмущаться в этой ситуации, что вас фотографирует человек, который выдаёт вам карту вне отделения банка, нет смысла. Такова плата за удобство и безопасность.

Игорь

Новые статьи

Банк России хочет упростить покупку криптовалюты — разбираемся в новой концепции регулирования активов

ЦБ представил концепцию регулирования криптовалют — цифровых активов, работающих на базе блокчейна и выступающих в…

7 часов назад

«Банки начали запрашивать родственную связь при переводе» — разбираю суть новости

Новость о том, что банки начали проводить проверку на «родственные связи» при осуществлении переводов, сообщило…

3 дня назад

Система „Мир“ объявила, как изменятся тарифы после введения НДС

Платежная система «Мир» готовится к налоговым изменениям в 2026 году. Оператор карт НСПК представил проект…

5 дней назад

Qiwi возвращается — стоит ли заводить новый электронный кошелёк Qplus?

Спустя почти два года после отзыва лицензии у «Киви-банка», кошелёк Qiwi снова будет доступен в…

6 дней назад

Почему карты «Мир» готовятся к отказу от контактного чипа — и зачем это нужно

НСПК (оператор карт «Мир») всерьез рассматривает отказ от контактного интерфейса в пользу бесконтакта из-за его…

1 неделя назад

«Мошенники начали блокировать карты через ФИО» — объясняю суть новости

Ряд СМИ и телеграм-каналов сообщили о новый схеме, которой пользуются мошенники. Они научились блокировать карты…

1 неделя назад

This website uses cookies.