Банковское обслуживание

Зачем в банке каждый раз сканируют паспорт — можно ли от этого отказаться

Приходишь в банк открыть счёт, а там обязательно попросят паспорт — отсканируют или изготовят копию на ксероксе. А в некоторых банках заходят дальше — проводят эту процедуру буквально при каждом визите — даже если клиент зашёл «просто спросить».

Почему банк копирует документы

Банк обязан это делать. В инструкции Банк России об этом говорится следующее:

«Банк обязан располагать копиями документов, удостоверяющих личность клиента, а также лиц, личности которых необходимо установить при открытии счета, либо сведениями о следующих реквизитах указанных документов: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, а также код подразделения (регистрационный номер органа, выдавшего документ) (если имеется) (далее — реквизиты документа, удостоверяющего личность)».

— п.1.7, инструкции ЦБ 204-И

Здесь интересно то, что банку предоставляется выбор — делать копию документа или получить «сведения», т.е. буквально переписать необходимые реквизиты документов.

Когда-то так действительно делали (правда, очень давно), но сейчас документы обязательно ксерокопируют или сканируют.

У этого есть важная практическая причина. Когда информация вносится в договор вручную, рано или поздно возникнет ошибка — сотрудник может неверно указать реквизиты документов или даже напутать с ФИО клиента. Такая ошибка может быть выявлена через продолжительное время (допустим, клиент пришёл за вкладом через год), и копия паспорта, приложенная к договору, позволит однозначно понять, что речь идёт об ошибке, а не о попытке получить деньги по чужому договору.

Поэтому банки и предпочитают копировать документ, а сканировать или изготавливать бумажную фотокопию — это уже технический момент, который банк выбирает исходя из того, как у него организован документооборот.

Почему документы копируют при каждом визите

С копированием и сканированием разобрались, но зачем в банках делают это при каждом визите, а иногда и по нескольку раз при одном посещении.

Сразу отвечу на вторую часть. Если в процессе обслуживания клиенту открывается несколько счетов (например, при открытии вклада нужно открыть не только счёт вклада, но и счёт, на который выплачиваются проценты), то для каждого счёта банк должен изготовить копию.

При обычном посещении банка, даже если речь идёт о простой консультации, банк, сканируя документы, может руководствоваться требованием закона 115-ФЗ, в котором говорится, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами обязаны:

«…обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений».

— ст.7, закона 115-ФЗ

Да, срок указан 1 год — т.е. вроде можно обновлять досье не каждый раз, когда он приходит в банк.

Но в некоторых банках, судя по всему, решили, что будет проще сканировать документы при каждом визите клиента.

Кроме требований закона в этих банках, заодно «страхуются» от случаев обслуживания клиентов без предъявления документа. Фактически так банк защищается от халатности собственных сотрудников.

С одной стороны это правильно, а с другой — усложняет какие-то достаточно простые операции.

К счастью, такое происходит далеко не везде, и в большинстве банков копирование документов происходит только при совершении достаточно ограниченного перечня операций.

Игорь

Новые статьи

Почему сотрудник банка (не) должен помогать клиенту сберечь или заработать деньги

Недавно мне написал клиент одного банка и рассказал о том, как он остался без процентов…

4 дня назад

Когда и как можно будет расплачиваться цифровыми рублями

Банк России опубликовал обновлённый план по внедрению цифрового рубля. В соответствии с планом, который ЦБ…

1 неделя назад

Почему банк может не выдать вклад, и что ему за это грозит

После того, как клиент изъявил желание забрать свой вклад, банк должен сделать это как можно…

1 неделя назад

„Нет наличных — нет проблем“ или как на Ямайке ввели цифровую валюту

Jam‑Dex — это «цифровые банкноты», где криптография выступает средством защиты от подделки, а встроенный цифровой…

3 недели назад

5 уловок, которыми пользуются банки, чтобы не платить повышенный процент по накопительному счёту

Банки стараются снизить свои расходы по накопительным счетам — платят повышенные проценты только в течение…

3 недели назад

Курьеры Т-Банка начнут собирать биометрию с выездом на дом

Т-Банк объявил о запуске первого выездного сервиса сбора биометрии — услуги с помощью которой сдать биометрические…

4 недели назад

This website uses cookies.