Приходишь в банк открыть счёт, а там обязательно попросят паспорт — отсканируют или изготовят копию на ксероксе. А в некоторых банках заходят дальше — проводят эту процедуру буквально при каждом визите — даже если клиент зашёл «просто спросить».
Банк обязан это делать. В инструкции Банк России об этом говорится следующее:
«Банк обязан располагать копиями документов, удостоверяющих личность клиента, а также лиц, личности которых необходимо установить при открытии счета, либо сведениями о следующих реквизитах указанных документов: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, а также код подразделения (регистрационный номер органа, выдавшего документ) (если имеется) (далее — реквизиты документа, удостоверяющего личность)».
— п.1.7, инструкции ЦБ 204-И
Здесь интересно то, что банку предоставляется выбор — делать копию документа или получить «сведения», т.е. буквально переписать необходимые реквизиты документов.
Когда-то так действительно делали (правда, очень давно), но сейчас документы обязательно ксерокопируют или сканируют.
У этого есть важная практическая причина. Когда информация вносится в договор вручную, рано или поздно возникнет ошибка — сотрудник может неверно указать реквизиты документов или даже напутать с ФИО клиента. Такая ошибка может быть выявлена через продолжительное время (допустим, клиент пришёл за вкладом через год), и копия паспорта, приложенная к договору, позволит однозначно понять, что речь идёт об ошибке, а не о попытке получить деньги по чужому договору.
Поэтому банки и предпочитают копировать документ, а сканировать или изготавливать бумажную фотокопию — это уже технический момент, который банк выбирает исходя из того, как у него организован документооборот.
С копированием и сканированием разобрались, но зачем в банках делают это при каждом визите, а иногда и по нескольку раз при одном посещении.
Сразу отвечу на вторую часть. Если в процессе обслуживания клиенту открывается несколько счетов (например, при открытии вклада нужно открыть не только счёт вклада, но и счёт, на который выплачиваются проценты), то для каждого счёта банк должен изготовить копию.
При обычном посещении банка, даже если речь идёт о простой консультации, банк, сканируя документы, может руководствоваться требованием закона 115-ФЗ, в котором говорится, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами обязаны:
«…обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений».
— ст.7, закона 115-ФЗ
Да, срок указан 1 год — т.е. вроде можно обновлять досье не каждый раз, когда он приходит в банк.
Но в некоторых банках, судя по всему, решили, что будет проще сканировать документы при каждом визите клиента.
Кроме требований закона в этих банках, заодно «страхуются» от случаев обслуживания клиентов без предъявления документа. Фактически так банк защищается от халатности собственных сотрудников.
С одной стороны это правильно, а с другой — усложняет какие-то достаточно простые операции.
К счастью, такое происходит далеко не везде, и в большинстве банков копирование документов происходит только при совершении достаточно ограниченного перечня операций.
Любопытная история произошла с клиентом одного банка, и самое интересное в ней то, что клиентом…
В большинстве случаев банк не взимает комиссию за входящие переводы. Тем не менее в некоторых…
«Вместе с зарплатной картой мне выдали кредитную. Я её не просил, но девушка в офисе,…
Прошло уже несколько лет с того, как было объявлено о планах по постепенной замене банкнот…
Пообщался с клиентом одного банка, который некоторое время назад решил спасаться от инфляции сбережениями в…
Bluetooth Low Energy (BLE) — это технология беспроводной связи, которая отличается низким энергопотреблением и предназначена…
This website uses cookies.