Недавно прошла новость о том, что в Сбербанке некоторое время назад запретили использовать сторонние мессенджеры. В первую очередь речь идёт о Телеграме, но «под раздачу» также попали WhatsApp и Zoom.
В этой новости меня, честно говоря, больше всего удивляет то, что мессенджеры были разрешены в банке раньше.
В тех банках, в которых работал я, обычно следовала достаточно строгая политика относительно перечня используемых приложений.
Почтовый клиент — только тот, который принят в банке (я был поклонником программы The Bat!, а потом eMClient, но приходилось мучаться с Outlook), файловый мессенджер — только тот, на который у банка есть лицензия, и т.п.
С мессенджерами всё было ещё жёстче.
Во-первых, у большинства пользователей в банках вообще нет выхода в интернет или доступ здорово ограничен.
Например, можно зайти на сайт своего банка, на какие-то новостные ресурсы вроде РБК, сайты которых могут пригодиться в работе (например, Гарант — сборник с законами) и т.п.
А всё остальное запрещено.
В качестве мессенджеров в банках часто используют сервис передачи сообщений Jabber или XMPP. Главная особенность здесь в том, что можно создать свой собственный локальный сервер, и тогда сообщения не выходят за пределы банка.
Для более «серьёзной» переписки обычно используется электронная почта и корпоративные информационные системы, в которых может вестись официальный документооборот — приказы, служебные записки и т.п.
Вроде бы для мессенджеров Telegram и WhatsApp тут места нет. Однако, даже в тех банках, где они были полностью под запретом, их использовали.
Многим сотрудникам приходится общаться с клиентами, и конечно, тут гораздо проще использовать именно мессенджеры.
Для этого обычно используются личные мессенджеры сотрудников. Сотрудник может отправлять клиенту какие-то предложения, списки документов, которые надо предоставить, клиент — свои вопросы, фотографии документов или объектов недвижимости, которые хочет предложить в залог.
Но самое интересное, что в некоторых банках (и Сбербанк один из них) Telegram использовался активно и для внутренней работы. Я не могу говорить об этом со стопроцентной уверенностью, поскольку сам в Сбере никогда не работал, но могу сослаться на одного сотрудника банка, который рассказывал, что их даже учили обходить блокировку Телеграма, когда мессенджер блокировали в России.
Сейчас Сбребанк заставляет удалять своих сотрудников Телеграм с рабочих компьютеров. Делается это достаточно настойчиво — обещают проверки, а потом и принудительное удаление приложений.
Главная причина удаления — это возможность использования мессенджеров для бесконтрольной передачи информации из банка третьим лицам.
Собственно именно поэтому мессенджеры запрещены и в других банках.
Вместо этого в банке должны будут использовать собственный мессенджер — Сберчат.
Этот мессенджер в Сбере был разработан ещё в 2019 г., и его должны были внедрить во всех подразделениях банка ещё пару лет назад.
Сберчат не доступен сторонним пользователям, он предназначен для обмена сообщениями и документами внутри самого банка и другими компаниями экосистемы Сбера.
Очевидно, что без мессенджеров появится проблема в коммуникации с клиентами банка, и скорее всего мессенджеры будут использоваться «в частном порядке», ведь с личных устройств удалять любимые мессенджеры никто не будет.