Банк России предлагает сделать приостановку доступа к банковским картам и интернет-банкингу для владельцев «сомнительных» счетов — дропперов (лиц, через счета и карты которых выводят деньги мошенники) — обязанностью кредитных организаций. Об этом рассказал глава департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров в интервью «РИА Новости».
Предполагается, что такие блокировки повысят безопасность клиентов банков и упростят возможность возврата средств жертвам мошенников. Правда, это сразу вызывает и ряд опасений — не будут ли отнесены к «дропперам» обычные клиенты, которые таковыми не являются.
Дропперами называют тех клиентов банков, через чьи счета осуществляется вывод и обналичивание похищенных средств. Когда мошенники обманом выманивают у клиентов банка деньги, то перечисляются они именно на карты дропперов, а потом обналичиваются.
В ЦБ ведётся список таких клиентов — своеобразная база данных с названием «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». Данные в эту базу передают банки и операторы платёжных систем.
Блокировка, которую планируют ввести, предполагает отключение возможности снять деньги в банкомате, а также возможность пользования системами дистанционного банковского обслуживания — онлайн-банками и банковскими мобильными приложениями.
Это нужно для того, чтобы похищенные деньги нельзя было сразу перевести куда-то или обналичить. Благодаря этому появится шанс вернуть деньги владельцу.
При этом, вероятно, основной эффект, которого пытается добиться ЦБ, — профилактический. Мошенничество, распространённое в последние годы, потеряет смысл, если преступники не смогут выводить деньги со счетов.
Звучит неплохо, но как всегда в подобных системах возникает вопрос — что делать в результате ошибки.
Теоретически ошибок быть не должно. Для того, чтобы информация о клиенте попала в базу, необходимо указать ряд специфических параметров, которые характеризуют операцию.
Тем не мнее, в ЦБ признают, что были ошибочные ситуации, когда клиента включали в базу.
Какие это случаи, почему произошла ошибка, можно ли как-то подстраховаться клиентам — этого мы не узнаем. Подобные системы всегда закрыты, чтобы избежать противодействия со стороны злоумышленников.
Добросовестным клиентам остаётся уповать на две вещи:
Во-первых, в случае блокировки клиент может всё равно распоряжаться своими деньгами — для этого ему нужно обратиться в банк с паспортом. Очевидно, предполагается, что настоящий дроппер не будет этого делать.
Из моего опыта, это не обязательно так. В качестве дропперов могут использовать маргинальных личностей, которых могут не заботить возможные риски обращения в банк.
Во-вторых, ЦБ предусмотрел механизм оперативного исключения из базы. Для этого нужно будет обратиться в свой банк с заявлением, или написать обращение на сайте Банка России.
Но тут важно, чтобы такие процедуры были отработаны и в самом банке, иначе попытки исключить себя из базы сведутся к долгим и бессмысленным препирательствам с сотрудниками банка.
Какого-то единого порядка «реабилитации» в банках нет, каждый придумывает что-то своё, и в итоге, на удаление из базы у клиента может уйти несколько месяцев.
Кроме того, даже самые отлаженные процессы не помогут клиенту, который обнаружил, что у него перестали работать карты и интернет-банк в то время, когда он уехал в отпуск в регион, где нет отделений его банка.
Недавно мне написал клиент одного банка и рассказал о том, как он остался без процентов…
Банк России опубликовал обновлённый план по внедрению цифрового рубля. В соответствии с планом, который ЦБ…
После того, как клиент изъявил желание забрать свой вклад, банк должен сделать это как можно…
Jam‑Dex — это «цифровые банкноты», где криптография выступает средством защиты от подделки, а встроенный цифровой…
Банки стараются снизить свои расходы по накопительным счетам — платят повышенные проценты только в течение…
Т-Банк объявил о запуске первого выездного сервиса сбора биометрии — услуги с помощью которой сдать биометрические…
This website uses cookies.