Банк России предлагает сделать приостановку доступа к банковским картам и интернет-банкингу для владельцев «сомнительных» счетов — дропперов (лиц, через счета и карты которых выводят деньги мошенники) — обязанностью кредитных организаций. Об этом рассказал глава департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров в интервью «РИА Новости».

Предполагается, что такие блокировки повысят безопасность клиентов банков и упростят возможность возврата средств жертвам мошенников. Правда, это сразу вызывает и ряд опасений — не будут ли отнесены к «дропперам» обычные клиенты, которые таковыми не являются.

Кто такие дропперы и зачем им блокировать онлайн банк

Дропперами называют тех клиентов банков, через чьи счета осуществляется вывод и обналичивание похищенных средств. Когда мошенники обманом выманивают у клиентов банка деньги, то перечисляются они именно на карты дропперов, а потом обналичиваются.

В ЦБ ведётся список таких клиентов — своеобразная база данных с названием «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». Данные в эту базу передают банки и операторы платёжных систем.

Блокировка, которую планируют ввести, предполагает отключение возможности снять деньги в банкомате, а также возможность пользования системами дистанционного банковского обслуживания — онлайн-банками и банковскими мобильными приложениями.

Это нужно для того, чтобы похищенные деньги нельзя было сразу перевести куда-то или обналичить. Благодаря этому появится шанс вернуть деньги владельцу.

При этом, вероятно, основной эффект, которого пытается добиться ЦБ, — профилактический. Мошенничество, распространённое в последние годы, потеряет смысл, если преступники не смогут выводить деньги со счетов.

Звучит неплохо, но как всегда в подобных системах возникает вопрос — что делать в результате ошибки.

Можно ли попасть в список дропперов по ошибке и что делать в этом случае

Теоретически ошибок быть не должно. Для того, чтобы информация о клиенте попала в базу, необходимо указать ряд специфических параметров, которые характеризуют операцию.

Тем не мнее, в ЦБ признают, что были ошибочные ситуации, когда клиента включали в базу.

Какие это случаи, почему произошла ошибка, можно ли как-то подстраховаться клиентам — этого мы не узнаем. Подобные системы всегда закрыты, чтобы избежать противодействия со стороны злоумышленников.

Добросовестным клиентам остаётся уповать на две вещи:

Во-первых, в случае блокировки клиент может всё равно распоряжаться своими деньгами — для этого ему нужно обратиться в банк с паспортом. Очевидно, предполагается, что настоящий дроппер не будет этого делать.

Из моего опыта, это не обязательно так. В качестве дропперов могут использовать маргинальных личностей, которых могут не заботить возможные риски обращения в банк.

Во-вторых, ЦБ предусмотрел механизм оперативного исключения из базы. Для этого нужно будет обратиться в свой банк с заявлением, или написать обращение на сайте Банка России.

Но тут важно, чтобы такие процедуры были отработаны и в самом банке, иначе попытки исключить себя из базы сведутся к долгим и бессмысленным препирательствам с сотрудниками банка.

Какого-то единого порядка «реабилитации» в банках нет, каждый придумывает что-то своё, и в итоге, на удаление из базы у клиента может уйти несколько месяцев.

Кроме того, даже самые отлаженные процессы не помогут клиенту, который обнаружил, что у него перестали работать карты и интернет-банк в то время, когда он уехал в отпуск в регион, где нет отделений его банка.