Альфа-банк, который «найдёт общий язык с любым клиентом» вынужден был усиленно пользоваться этим навыком, чтобы объяснить некоторым своим клиентам, почему вместо ожидаемого годового обслуживания по карте Alfa-Miles в сумме 599 рублей в год, была списана комиссия в размере 6000 рублей.
В народном рейтинге banki.ru появилось множество отзывов о подобных списаниях, и довольных нововведением почему-то не нашлось.
Почему Альфа-банк изменил комиссию по картам
Как поясняет служба поддержки банка в соцсетях, карты Alfa-Miles не выпускаются уже два года. И с 1 ноября плата за годовое обслуживание карты составила 6000 руб.
После того, как информация о списании распространилась в соцсетях и стала предметом публикаций СМИ, банк начал возвращать комиссию.
«Мы заранее уведомили клиентов, но, к сожалению, не все обратили внимание. Поэтому мы приняли решение отменить списание комиссии в ноябре. Мы вернем деньги клиентам» — приводят СМИ объяснение пресс-службы банка.
Списанная комиссия уже должна быть возвращена всем клиентам, но для того чтобы её не списали в следующем месяце, банк рекомендует закрыть карту.
Наверное, инцидент можно считать закрытым. Но для меня остаётся главной загадка: почему банк решил поступить таким образом?
С «устаревшими» картами банки так обычно не поступают. Срок действия карт ограничен и гораздо проще прекратить их перевыпускать, а когда придёт время просто предложить клиенту новую карту по новым тарифам. Обычно банки так и поступают, а увеличение комиссии за обслуживание карты — это достаточно редкое явление (в некоторых банках действует комиссия для «забытых счетов», но это немного другая история).
Очевидно, в банке с помощью такой комиссии решили подтолкнуть клиентов к замене карты. Не думаю, что это было сделано для того, чтобы легко заработать немного денег. Вероятно сама программа лояльности, связанная с этими картами, стала для банка убыточной, и пришлось прибегнуть к крайним мерам, чтобы как можно скорее закрыть все карты.
Но вышло как-то не очень. Если бы я, как клиент, попал в такую ситуацию, то закрыл бы не одну карту, а вообще все, и вернуть в банк меня было очень сложно.
Имеют ли право банки менять тарифы и условия в одностороннем порядке
Наверное, вы помните все эти истории о том, как тот или иной банк менял ставки по действующим кредитам и вкладам и даже вводил комиссию за выдачу собственных средств с вклада.
Интересно, Альфа-банк стал первым банком, который вводил комиссию за досрочное расторжение вкладов в июле 2004 года в размере 10%. Тогда это было сделано для того, чтобы удержать вкладчиков от досрочного закрытия вкладов, поддавшись паническим настроениям.
Позднее, банк вернул удержанную комиссию вкладчикам.
Такие решения банков становились предметом судебного разбирательства, привлекали внимание СМИ и Центрального банка. ЦБ после этого ужесточал требования к банкам. Например, сейчас банкам запрещено изменять в одностороннем порядке ставки по кредитам и вкладам физлиц.
И уже лет десять назад в отношении банковских тарифов установился такой принцип: по вкладам и кредитам физических лиц тарифы в одностороннем порядке не меняются, а по всем остальным банку достаточно в договоре прописать возможность вносить изменения в тарифы в одностороннем порядке.
Банки меняют тарифы исходя из экономической ситуации, оглядываясь на услуги конкурентов, вводят в них новые пункты, что-то убирают, и понятно, что для долгосрочных (или бессрочных) услуг у них должна быть возможность корректировать тарифы.
Но это не всегда радует клиентов. Можно легко оказаться в ситуации, когда ты рассчитывал на бесплатную услугу, а она оказалась платной или какая-то копеечная операция подорожала раз в десять.
К сожалению, спорить с банком в такой ситуации бесполезно. В отдельных ситуациях банк идёт навстречу клиенту и пересчитывает комиссию, но, как правило, для того чтобы это произошло, нужно чтобы какой-то другой клиент подал в аналогичной ситуации на банк в суд и выиграл.
Правда, судебные процессы, связанные с изменением тарифов, происходят не часто, просто обычно потери от изменения тарифов несопоставимы с судебными затратами.
Поэтому клиентам банков надо быть осмотрительными и… подозрительными. Читайте SMS-оповещения банка, регулярно заглядывайте на сайт банка, а прежде чем совершить какую-то операцию, которую давно не делали, перепроверяйте, что сейчас об этом указано в тарифах.