
Что такое инфляция знают все, кто периодически ходит в магазин за покупками. Некоторые даже помнят слово «гиперинфляция» — из далёких (или не очень) девяностых годов.
Но недавно я услышал слово «стелсфляция», которое меня озадачило. Это слово распространили СМИ, со ссылкой на вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова, рассказавшего о результатах исследования своей команды.
Термин мне незнакомый, хотя интуитивно понятный, на русский его можно перевести как невидимая или скрытая инфляция (а это уже вполне себе экономический термин), но в него вложили совсем другой смысл.
Предлагаю с этим разобраться, заодно вспомнить, какие ещё «инфляционные» термины существуют.
Экономические термины, связанные с инфляцией
В первую очередь, инфляцию определяют по темпам роста.
- Ползучая инфляция — это относительно низкая инфляция до 10% в год, обычно в районе 4-6%.
- Галопирующая инфляция — инфляция при уровне от 10% до 50% в год.
- Гиперинфляция — рост цен, составляющие больше 50% в год. Иногда может достигать тысяч или даже десятков тысяч процентов.
Соответственно, все страны стремятся к тому, чтобы инфляция была на уровне ползучей (считается, что такая инфляция стимулирует экономический рост), и именно такой уровень Банк России ставит в качестве цели по инфляции. И, естественно, нужно всеми силами избегать галопирующей, и не допускать гиперинфляцию.
Кроме этого, можно выделить ещё ряд терминов:
- Дефляция — «инфляция наоборот», ситуация, при которой цены постоянно снижаются.
- Дезинфляция — снижение темпов инфляции. Например, при переходе от галопирующей к ползучей.
- Стагфляция — сочетания экономического застоя и инфляции. Характеризуется тем, что с такой ситуацией сложно справиться традиционными мерами вроде повышения ключевой ставки.
Кроме этого, выделяют скрытую и открытую инфляцию. Открытая инфляция — это когда рост цен виден всем, и никак не сдерживается. При скрытой инфляции цены и зарплаты не меняются, они искусственно сдерживаются, что в итоге приводит к дефициту товаров.
Те, кто застал СССР, хорошо помнят проявления скрытой инфляции, и к чему она привела. И, конечно, скрытая инфляция не имеет никакого отношения к «стелсфляции».
Жаргонные названия видов инфляции и журналистские штампы
В публикациях СМИ или авторов, пишущих на экономические темы, часто можно встретить названия, которых нет в экономических словарях.
С помощью таких терминов могут характеризоваться разные процессы, так или иначе связанные с инфляцией. Например, некоторое время назад экономисты одного западного банка придумали термин агфляция, которым обозначали резкий рост цен на аграрную продукцию.
Есть такой забавный термин жадофляция (greedflation) — явление, когда компания повышает цены, объясняя это повышение просто самим фактом инфляции. При этом у самой компании издержки не растут (или растут не так сильно), а реальная причина повышения цен — это желание увеличить прибыль.
Ещё один интересный вид инфляции — свифтфляция (swiftflation). Это ситуация, когда резкий рост цен происходит из-за какого-то события. Например, в городе проходит фестиваль, из-за которого начинают дорожать гостиницы, кафе и т.д., повышаются цены. Самое забавное здесь то, что название этот вид инфляции получил в честь певицы Тейлор Свифт, чьи концерты вызывают именно такой эффект в США.
Но есть и более близкие нам «-фляции»:
- Шринкфляция — ситуация, когда производитель снижает вес товара, чтобы сохранить цену.
Так в нашу жизнь вошли пачки масла по 180 г. и 170 г., вместо 250 г., молоко в упаковках 930 мл. вместо 1 л. и т.д.

- Скимпфляция — снижение качества товара, ухудшение его рецептуры, с целью сохранить стоимость.
Возможно, вы сталкивались в соцсетях с публикациями в духе «сникерс уже не тот», демонстрирующими, как изменился состав шоколадного батончика сникерс? Или, может, вы недавно перечитывали состав колбасных или молочных продуктов в магазине? Всё это проявления скимфляции.
Стелсфляцией же назвали процесс, который включает в себя и шринкфляцию и скимпфляцию — т.е. ухудшается как рецептура, так и вес продукции, ради того, чтобы не отпугивать покупателей возросшей ценой.
Именно с этим и хотят бороться депутаты — усилить контроль за качеством продукции. Я, конечно, согласен, что качество имеет большое значение. И предпочёл бы, чтобы новые продукты с новым составом просто появлялись под новыми названиями в новой упаковке, и не вводили покупателей в заблуждение. Но первопричина этого всё-таки инфляция, и пока она существует, будет существовать и стелсфляция.