Банк России совместно с Минфином прорабатывает изменения в законодательство, направленные на регулирование финансовых блогеров. Об этом рассказал руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута в статье, опубликованной на портале GURU Российской экономической школы.

Действительно, в социальных сетях и мессенджерах сейчас можно найти довольно много блогов, посвящённых финансам, на любой вкус — от личных финансов, где рассказывается, как сэкономить на оплате ЖКХ или сформировать «подушку безопасности» из собственной зарплаты, до блогов, посвящённых инвестициям, разной степени рискованности — акциям, облигациям или криптовалютам.
Эти блогеры или «финфлюэнсеры» оказывают влияние на своих подписчиков, и даже на принятие решения розничными инвесторами.
В 2024 г., аналитический центр НАФИ провёл по заказу ЦБ исследования, из которого выяснилось, что треть инвестров принимает решение на основе публикаций тематических телеграм-каналов (37%), обсуждений со знакомыми (30%) и рекомендаций блогеров (29%).
При этом не все «блогеры» одинаково полезны.

Добросовестные и «рисковые» блогеры
Михаил Мамута разделил блогеров на две категриии: добросовестные и недобросовестные.
«У добросовестных блогеров чаще всего есть лицензия инвестиционного советника, они состоят в реестре, который ведет Банк России. Люди честно зарабатывают деньги, обучая свою аудиторию принципам и правилам работы финансового рынка» — пишет он.
Когда такие инвестиционные советники ведут лекции, вебинары или публикуют статьи в блоге, они обязательно должны ставить предупреждение, что эти материалы «не являются индивидуальной инвестиционной рекомендацией».
Недобросовестные блогеры могут давать неквалифицированные советы, рекламировать продукты определённых эмитентов или брокеров, а иногда — прямо манипулировать рынком.
Всё это приводит к тому, что люди, послушавшиеся их рекомендаций, в итоге остаются без денег:
«Например, когда людей убеждают в ценности определенного инструмента или услуги и они несут последние деньги, продают квартиры, не понимая, что именно покупают. В этом и заключается основной риск. Именно поэтому в нашем регулировании деятельности участников рынка ценных бумаг обязательно присутствует требование к информированию клиента. Да, инвестиции совершаются на свой страх и риск, но человек должен хотя бы понимать этот риск и соглашаться на него осознанно».
Естественно, это проблема характерна не только для России.
Как за рубежом регулируют финансовых блогеров
Недавно регуляторы Великобритании, Австралии, Канады и ряда других стран, провели «Всемирную неделю действий против незаконных финфлюэнсеров».
Неделя включала аресты (в Великобритании — арестованы три блогера), открытые дела, предупреждения, запросы на удаление контента и… приглашение пообщаться с регуляторами.
В целом, практически везде принимают меры, чтобы каким-то образом противостоять недобросовестным практикам.
Меры разные — от общих рекомендаций до жёстких требований, таких, как необходимость получать лицензии на оказание финансовых услуг.
Вот несколько примеров:
- Австралия — нельзя давать финансовые советы без оформления лицензии или специальных разрешений.
- Новая Зеландия — в 2021 г. выпущено онлайн‑руководство по финансовым коммуникациям, с учётом которого должны создавать свои публикации финансовые блогеры.
- Португалия — можно свободно публиковать образовательный контент, а вот для того, чтобы давать советы и рекомендации, необходимы специальные разрешения.
- Германия — финфлюэнсеры не считаются советниками, потому что не дают персональных рекомендаций, а работают на широкую аудиторию, т.е. в целом никак не ограничены.
В России, как пишет Михаил Мамута, решено придерживаться «мягкого регулирования».
Как планируют регулировать финансовых блогеров в России
Банк России предлагает «мягкий» подход, разработанный с учётом рекомендаций Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), сосредоточенный на следующих ключевых элементах:
- Маркировка рекламных материалов.
Было направлено письмо профучастникам рынка, в котором рекомендуется включать в договоры с блогерами обязательный пункт о чёткой маркировке платной рекламы продуктов и услуг.
- Разграничение общих рекомендаций и индивидуальных.
Важно, чтобы аудитория понимала, где проходит граница между обзорным контентом и индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Также, совместно с Минфином, прорабатываются изменения в законы о рынке ценных бумаг, которые позволят квалифицировать распространение вводящей в заблуждение информации как манипулирование рынком. Планируется усилить раскрытие сведений об инсайдерах, и повысить экономическую ответственность за недобросовестные действия.
Стоит ли опасаться финансовым блогерам
В целом всё, изложенное в статье, пока не вызывает беспокойства. Безусловно, недобросовестные действия нужно пресекать. Вопрос в том, как это будет делаться, и к какому результату приведёт.
Если для того, чтобы вести финансовый блог, нужно будет обладать лицензией инвестиционного советника, то первыми такие лицензии начнут получать именно те, кто занимается обманом своих читателей и зрителей, кто продаёт им курсы с обещанием лёгкого заработка.
Если в каждой статье, в которой упоминаются какие-то финансовые инструменты, необходимо будет ставить предупреждение о том, что «данная публикация не является инвестиционной рекомендацией», то это не значит, что кто-то не потеряет деньги, воспользовавшись советами автора.
Дополнительное регулирование создаст проблемы тем, кто и так стремится соблюдать определённую этику и уважает своих подписчиков. Им не нужен отдельный закон, чтобы обозначать рекламные посты, или предупреждать своих подписчиков о рискованности тех или иных действий.
А те, чья цель заключается в быстром заработке, построенном на обмане аудитории, продолжат заниматься этим, так, как это делают и сейчас.