Финансовые сервисы

Что делать, если ваши данные слили мошенникам

Недавно один из сервисов, следящих за утечками в интернете, прислал мне уведомление о том, что адрес моей электронной почты обнаружен в данных утечки одного крупного интернет-сервиса.

Это происходит не первый раз. И, если раньше такие сообщения меня настораживали, то сейчас я к этому отношусь достаточно спокойно. Однако игнорировать их не нужно.

Как можно узнать, что ваши данные попали в утечку

В настоящее время существует ряд сервисов, которые оповещают пользователей об утечках. Поддерживаются они известными компаниями, такими как Mozilla Firefox или Google.

В России в течение прошлого года несколько компаний объявили о создании собственных сервисов проверки данных. Например, сервис от Национального координационного центра по компьютерным инцидентам (НКЦКИ), доступный по адресу chk.safe-surf.ru.

Результаты проверки адреса электронной почты в сервисе НКЦКИ

Также есть сервис проверки и в приложении Сбербанк Онлайн, который осуществляет проверку по данным, указанным в учётной записи пользователя — номеру телефона и адресу электронной почты.

Однако, утечки происходят чаще, чем сообщают предупреждающие сервисы. Если вы пользуетесь услугами компании, которая допустила утечку персональных данных, то лучше предполагать, что ваши персональные данные могли попасть в чужие руки.

Что нужно знать о сервисах проверки утечек

  • Такие сервисы не обладают полной и оперативной информацией.

Если вы проверили свой телефон, адрес электронной почты или логин, и результат ничего не показал, это не значит, что данные не скомпрометированы.

  • Подобные сервисы ориентированы на утечки, связанные с компьютерными рисками.

Здесь вы вероятнее узнаете о том, что в утечку попал ваш пароль с какого-то сайта, чем о том, что утечка произошла в каком-то финансовом или государственном учреждении.

  • Под такие сервисы могут маскироваться сервисы, которые делают прямо противоположное.

Известны случаи, когда создавались сайты, которые под предлогом проверки утечки реквизитов банковских карт, в действительности, занимались сбором их данных.

Что нужно обязательно сделать, если стало известно об утечке

Зависит о того, что именно попало в утечку. Если это адрес электронной почты, то наверняка можно ждать увеличение спама и фишинговых писем. Если это пароль, то однозначно — надо сразу его менять. Причём если вы использовали один и тот же пароль на разных сайтах, надо менять все (и постарайтесь, чтобы пароли для разных сервисов не повторялись). Если это номер телефона — ждите звонков.

На мой взгляд, нужно исходить из того, что, если вам не известно об утечке каких-то данных, то не значит, что этого не происходило.

Поэтому, от любого звонка с неизвестного номера или сообщения от неизвестного контакта нужно ждать подвоха. Даже если назвали по имени и отчеству, представились какой-то организацией (например, недавно мне звонили мошенники от имени «Почты России»), это не значит, что вы должны что-то сообщать им, куда-то переводить деньги и вообще разговаривать с ними.

Игорь

Новые статьи

«Ozon подключается к цифровому рублю» — а есть ли новость?

Ozon Банк, связанный с известным маркетплейсом, ищет разработчиков, которые будут работать на подключением к платформе…

1 день назад

Как банки повышают ставку по кредиту, но не нарушают закон — и что с этим делать клиентам

Клиенты банков сообщают о том, что столкнулись с изменением условий по ранее выданным кредитам. О…

5 дней назад

Банки смогут увольнять сотрудников за одно нарушение — изменится ли что-то на самом деле?

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, дающий банкам право расторгать трудовые договоры с работниками…

1 неделя назад

Банки запускают онлайн-банки в MAX — безопасны ли банковские боты?

В последнее время несколько банков объявило о создании удалённых сервисов для пользователей мессенжера MAX. 22…

1 неделя назад

Крупные банки подняли ставки по вкладам, а ЦБ понизил ключевую — в чём подвох

24 октября Банк России объявил о снижении ключевой ставки до 16,5%. Эта ставка влияет на…

2 недели назад

Стоит ли «пускать» сотрудника банка в свой телефон

Жалуется мой старый знакомый, недовольный обслуживанием в одном банке: «Жена пришла в банк, чтобы открыть…

2 недели назад

This website uses cookies.