Финансовые новости

Небольшой, но принципиальный опрос ЦБ — готовы ли вы «автоматически» давать согласие на доступ к кредитной истории?

ЦБ проводит очень небольшой, но, на мой взгляд, принципиальный опрос, связанный с согласием на предоставление банкам доступа к кредитной истории.

Тема опроса звучит так: «Важно ли для граждан давать согласие на запрос к их кредитной истории».

Сам опрос, действительно, небольшой. Участникам задаётся несколько «наводящих» вопросов — о знании кредитной истории, о том, брал ли участник кредиты. Главный же вопрос звучит так:

Имеется в виду следующее. Сейчас, когда клиент обращается в банк за кредитом, его просят дать согласие на доступ банка к его кредитной истории. Получив такое согласие, банк может сделать запрос кредитной истории, оценить, как клиент погашал ранее взятые кредиты. Эта информация играет большую роль при принятии решения, стоит ли выдавать кредит, или нет.

Если клиент отказывается предоставлять доступ к кредитной истории, то это, как правило, ведёт к тому, что банк гарантированно отказывает клиенту. Пишу здесь «как правило», потому что теоретически банк может выдать кредит и без анализа кредитной истории, но на практике я с такими случаями не сталкивался.

Банк России, судя по всему, решил, что раз согласие фактически обязательно для рассмотрения заявки, значит и спрашивать клиента лишний раз не нужно.

На мой взгляд, это неверный подход. Дело в том, что даже в случае отказа в выдаче кредита все согласия, которые предоставлял клиент, продолжают действовать (а это не только возможность запросов кредитной истории, но и, например, согласие на SMS-рассылки или звонки от банка).

В итоге, банк начинает регулярно проверять кредитную историю, и рассылать сообщения вида «Вам предварительно одобрен кредит».

Поэтому, каждое согласие должно быть осознанно. Чтобы клиент понимал, кому и с какой целью он предоставляет доступ к кредитной истории. И, если ему отказали в кредите, мог тут же написать заявление с отзывом согласия.

Вариант, который рассматривает ЦБ в опросе, возможен, на мой взгляд, только в одном случае — если «автоматическое» согласие будет распространяться исключительно на один запрос в рамках рассмотрения заявки.

Игорь

Новые статьи

В Ассоциации банков объяснили, чем цифровой рубль может быть выгоден гражданам

Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков опубликовал статью, в которой развеял основной миф о цифровом…

2 дня назад

Почему клиенты банков не платят по кредитам — что открыло исследование Сбера

По данным Сбера, в тройку главных причин просрочек по кредитам вошли: задержка зарплаты — 34%,…

3 дня назад

Что такое «ключевой вклад» — на что обращать внимание, если решили его открыть

Некоторое время назад (примерно, когда появилось ожидание того, что ЦБ начнёт перейдёт к планомерному снижению…

5 дней назад

Обещали защиту от спама, а вышло не очень — почему не работает маркировка звонков

Одно из многообещающих нововведений начала этого месяца — то, что с 1 сентября в операторы…

1 неделя назад

Клиенты банков массово идут в МФО за „доступными” займами — спасение или долговая ловушка?

В Банке России рассказали о том, что в втором квартале 2025 года микрофинансовые организации (МФО)…

1 неделя назад

Как внедрение цифрового рубля повлияет на банковские вклады

Уже пару дней СМИ, ссылаясь на экспертов, разносят новость о том, что внедрение цифрового рубля…

2 недели назад

This website uses cookies.