Финансовые новости

Небольшой, но принципиальный опрос ЦБ — готовы ли вы «автоматически» давать согласие на доступ к кредитной истории?

ЦБ проводит очень небольшой, но, на мой взгляд, принципиальный опрос, связанный с согласием на предоставление банкам доступа к кредитной истории.

Тема опроса звучит так: «Важно ли для граждан давать согласие на запрос к их кредитной истории».

Сам опрос, действительно, небольшой. Участникам задаётся несколько «наводящих» вопросов — о знании кредитной истории, о том, брал ли участник кредиты. Главный же вопрос звучит так:

Имеется в виду следующее. Сейчас, когда клиент обращается в банк за кредитом, его просят дать согласие на доступ банка к его кредитной истории. Получив такое согласие, банк может сделать запрос кредитной истории, оценить, как клиент погашал ранее взятые кредиты. Эта информация играет большую роль при принятии решения, стоит ли выдавать кредит, или нет.

Если клиент отказывается предоставлять доступ к кредитной истории, то это, как правило, ведёт к тому, что банк гарантированно отказывает клиенту. Пишу здесь «как правило», потому что теоретически банк может выдать кредит и без анализа кредитной истории, но на практике я с такими случаями не сталкивался.

Банк России, судя по всему, решил, что раз согласие фактически обязательно для рассмотрения заявки, значит и спрашивать клиента лишний раз не нужно.

На мой взгляд, это неверный подход. Дело в том, что даже в случае отказа в выдаче кредита все согласия, которые предоставлял клиент, продолжают действовать (а это не только возможность запросов кредитной истории, но и, например, согласие на SMS-рассылки или звонки от банка).

В итоге, банк начинает регулярно проверять кредитную историю, и рассылать сообщения вида «Вам предварительно одобрен кредит».

Поэтому, каждое согласие должно быть осознанно. Чтобы клиент понимал, кому и с какой целью он предоставляет доступ к кредитной истории. И, если ему отказали в кредите, мог тут же написать заявление с отзывом согласия.

Вариант, который рассматривает ЦБ в опросе, возможен, на мой взгляд, только в одном случае — если «автоматическое» согласие будет распространяться исключительно на один запрос в рамках рассмотрения заявки.

Игорь

Новые статьи

«Банки начали запрашивать родственную связь при переводе» — разбираю суть новости

Новость о том, что банки начали проводить проверку на «родственные связи» при осуществлении переводов, сообщило…

2 дня назад

Система „Мир“ объявила, как изменятся тарифы после введения НДС

Платежная система «Мир» готовится к налоговым изменениям в 2026 году. Оператор карт НСПК представил проект…

5 дней назад

Qiwi возвращается — стоит ли заводить новый электронный кошелёк Qplus?

Спустя почти два года после отзыва лицензии у «Киви-банка», кошелёк Qiwi снова будет доступен в…

6 дней назад

Почему карты «Мир» готовятся к отказу от контактного чипа — и зачем это нужно

НСПК (оператор карт «Мир») всерьез рассматривает отказ от контактного интерфейса в пользу бесконтакта из-за его…

1 неделя назад

«Мошенники начали блокировать карты через ФИО» — объясняю суть новости

Ряд СМИ и телеграм-каналов сообщили о новый схеме, которой пользуются мошенники. Они научились блокировать карты…

1 неделя назад

Сколько людей обманули по «схеме Долиной» — подсчёт реальных дел

Громкие цифры о тысячах пострадавших от «схемы Долиной» не подтверждаются практикой. Анализ реальных судебных дел…

2 недели назад

This website uses cookies.