Несколько банков объявили о том, что планируют выпустить приложения, которые будут поддерживать доступ к счетам в других банках.
Сначала об этом объявили Сбер с Тинькофф-банком (по-новому Т-банк), а потом с анонсом поспешили Альфа-банк и ВТБ.
Суть нововведения заключается в том, что клиенты одного банка смогут добавить в приложение счёт другого банка. После этого можно будет видеть свои счета и карты из двух банков в одном приложении.
О возможности доступа к счетам, переводу средств, речь пока не идёт. Тем не менее, это достаточно значимое событие — начальные шаги применения технологии открытого банкинга, основанной на использовании Открытого API.
Пока речь идёт об ограниченном тестировании, участвовать в котором будут сотрудники банков. Но, в будущем, воспользоваться нововведением смогут все клиенты.
Что такое Открытый API и зачем он нужен
API расшифровывается как Application Programming Interface — программный интерфейс приложения. Так называют механизмы, которые создают для того, чтобы взаимодействовать с программами или сервисами в интернете. Например, когда ваше банковское приложение отображает данные о вашем банковском счете, приложение получает их с серверов банка с помощью API, разработанного банком специально для этого.
Открытый API (или Open API) — это специальный универсальный механизм для создания финансовых приложений, который разрабатывается при участии Ассоциации ФинТех. Это стандарт, который упростит взаимодействие различных финансовых организацией, а также упростит разработчикам создание приложений.
Например, финансовые маркетплейсы смогут легко подключать новые банки или страховые компании, обмениваться с ними информацией.
Или какие-то приложения смогут получать данные к информации о банковских счетах (с разрешения клиента), независимо от того, в каком банке у него открыты счета.
Подобные решения разрабатываются во многих странах, а в некоторых, например в Великобритании, уже внедрены.
Какие плюсы получат клиенты банков
- Возможность собрать информации обо всех финансовых услугах в одном месте.
Собственно, с этого и начинают банки, которые объявили сейчас о тестировании Открытого API. Вместо того, чтобы запускать разные приложения, можно будет выбрать одно, самое удобное для вас, и пользоваться им.
- Улучшенный доступ к финансовым услугам.
Например, в каких-то случаях, переводы могут осуществляться напрямую с банковского счёта, без участия платёжных систем. Сервисы по подбору кредитов смогут делать лучшие предложения, имея, с одной стороны, возможность анализировать банковские операции клиентов, а с другой — оперативно получать сведения из банковских систем.
- Ускорение и упрощение банковских сервисов.
Например, можно будет реализовать автоматическое пополнение накопительного счёта в одном банке, с карты, открытой в другом.
Но самый главный плюс, который получат клиенты банков, и, который, возможно, подтолкнул крупные банки к поддержке открытых интерфейсов — это то, что в теории могут появиться универсальные банковские приложения, которые не связаны ни с одним банком.
Сейчас, когда из-за международных ограничений, многие банки не могут размещать свои приложения в маркетах приложений AppStore и Google Play, такие универсальные приложения смогут стать основным способом предоставления доступа к дистанционному обслуживанию.
Клиент установит такое приложение, и получит доступ к сервисам любого банка, где у него открыты счета.