Обслуживание

Как обновить паспорт в банке в 2024 г. и почему лучше обойтись без Госуслуг

Каждый человек рано или поздно меняет паспорт. Причины могут быть разными — достижение определённого возраста, смена фамилии, потеря паспорта. Вот и у меня возникла такая необходимость, и пришло время обновить паспортные данные в банках.

Тянуть с этим не стоит — это одна из обязанностей клиента, ведь в любом договоре с банком или правилах комплексного обслуживания предусмотрено условие, по которому клиент должен сообщать банку информацию о смене паспортных данных. Банк же со своей стороны обязан контролировать этот процесс в соответствии с «антиотмывочным» законом 115-ФЗ.

Стандартная процедура обновления паспортных данных в банке выглядит так:

  • Клиент приходит в банк с новым паспортом.
  • Оформляется заявление о смене паспортных данных.
  • Сотрудник принимает заявление, делает копию нового паспорта, вносит изменения в анкету.

Перепечатывать договоры или переоформлять карты не нужно (хотя, если были изменения в фамилии, то банк может предложить перевыпустить карту).

Поскольку на дворе 2024 г., банки с радостью предлагают дистанционные каналы обслуживания, и возникает вопрос — можно ли обновить паспортные данные, не приходя в банк.

Оказалось, что можно. Правда, есть нюансы.

Как обновить паспорт в банке удалённо

Сразу отмечу, что не все банки предоставляют такую возможность. Например, в некоторых банках мне предложили лично явиться в отделение. Здесь ничего не поделаешь — придётся выделить на это время.

Но в ряде банков предусмотрели возможность предоставить обновлённые паспортные данные без личного визита. И здесь можно выделить два способа предоставления данных:

  • Предоставить данные в приложении.

Это можно сделать, предоставив фотографии нового паспорта (страницы с фотографией, регистрацией и отметкой о ранее выданных паспортах).

Например, в Сбербанке можно обновить данные как с помощью фотографии, так и с помощью ввода данных — я воспользовался вторым способом. В банке Тинькофф нужно прислать боту фотографию в чат (всё сработало отлично).

А вот приложение Альфа-банк просит дождаться истечения срока действия паспорта. И это странно, ведь если у меня новый паспорт, старый уже не действителен по определению.

  • С помощью портала Госуслуг.

На первый взгляд — самый удобный и логичный способ. Выглядит всё достаточно просто — запускаешь обновление данных из приложения банка, подтверждаешь предоставление информации банку с Госуслуг, и всё. Данные синхронизированы, не нужно ждать, пока их проверят, а главное — никуда ходить не нужно.

На практике ни в одном банке, где поддерживается такой способ обновления паспортных данных, мне не удалось этого сделать.

Я попробовал такой способ обновления данных в приложениях Сбера, Почта-банка, Открытия и ВТБ. В Сбере и Открытии это просто не удалось сделать по техническим причинам. Уж не знаю, где была проблема — может быть на стороне Госуслуг, может на стороне банка. Но результат был один — его не было.

А вот в Почта-банке и ВТБ обнаружился один неприятный нюанс, благодаря которому я просто не рискнул воспользоваться этим методом.

Что не так с обновлением паспорта через Госуслуги

Если посмотреть, как в разных банковских приложениях выглядит экран авторизации на Госуслугах в целях обновления паспорта, то в глаза бросается различие целей, для которых производится эта авторизация.

В банке «Открытие» эта цель звучит так: «Обновление информации при принятии клиента на обслуживание» — это полностью соответствует тому, что я пытался сделать (жаль не получилось).

А вот в Сбербанке эта цель обозначена как «Формирование финансовых предложений», а в ВТБ и Почта-банке — «Предоставление кредита (займа), в т.ч. кредита с лимитом кредитования и (или) овердрафта, выпуск и обслуживание банковской карты для обслуживания кредита (займа)».

Персональные данные, которые запрашивает ВТБ при обновлении паспорта
Персональные данные, которые запрашивает ВТБ при обновлении паспорта
Персональные данные, которые запрашивает ВТБ при обновлении паспорта

Причём это не просто название процедуры, это влияет и на перечень персональных данных, которую предоставляет клиент, подтвердивший такой доступ — это доступ к информации об имуществе, месте работы, доходах, назначенных социальных выплатах и ещё много о чём.

Отказаться от предоставления части этих данных (снять галочки) — нельзя. В ВТБ это в принципе невозможно, а в других банках, если снять «лишние галочки», расценивается как отказ от подключения к Госуслугам.

Я понимаю, зачем банк запрашивает такие данные в целях выдачи кредита. Но не понимаю, зачем они нужны в случае обновления паспортных данных у клиента, у которого нет кредитных продуктов банка.

Грозит ли такое согласие чем-то клиенту? Думаю, максимум тем, что ему, после предоставления такого согласия, начнут усиленно предлагать кредитные продукты банка. Также я не думаю, что у банков, которые запрашивают такую информацию, есть какой-то специальный умысел. Скорее всего, разработчики приложения для процедуры обновления паспорта просто переиспользовали методы запроса персональных данных при выдаче кредита.

Тем не менее, я считаю, что нужно избегать предоставлять избыточную информацию там, где без этого можно обойтись. И поэтому предпочёл лично посетить отделения банков, для обновления паспортных данных.

Игорь

Новые статьи

Банк открыл карту, зачислил зарплату, но без договора деньги не выдаёт — что делать в такой ситуации

Любопытная история произошла с клиентом одного банка, и самое интересное в ней то, что клиентом…

2 дня назад

Может ли банк брать комиссию за зачисление зарплаты на карту

В большинстве случаев банк не взимает комиссию за входящие переводы. Тем не менее в некоторых…

2 недели назад

Почему банки выдают кредитки «на всякий случай» и стоит ли их брать

«Вместе с зарплатной картой мне выдали кредитную. Я её не просил, но девушка в офисе,…

3 недели назад

Новые банкноты 5000₽ введены в оборот, а за дизайн 1000₽ нужно будет проголосовать

Прошло уже несколько лет с того, как было объявлено о планах по постепенной замене банкнот…

4 недели назад

Почему банки не принимают „неидеальные“ доллары или евро

Пообщался с клиентом одного банка, который некоторое время назад решил спасаться от инфляции сбережениями в…

4 недели назад

В России разрабатывается система оплаты через Bluetooth — как она может работать?

Bluetooth Low Energy (BLE) — это технология беспроводной связи, которая отличается низким энергопотреблением и предназначена…

1 месяц назад

This website uses cookies.