Каждый человек рано или поздно меняет паспорт. Причины могут быть разными — достижение определённого возраста, смена фамилии, потеря паспорта. Вот и у меня возникла такая необходимость, и пришло время обновить паспортные данные в банках.
Тянуть с этим не стоит — это одна из обязанностей клиента, ведь в любом договоре с банком или правилах комплексного обслуживания предусмотрено условие, по которому клиент должен сообщать банку информацию о смене паспортных данных. Банк же со своей стороны обязан контролировать этот процесс в соответствии с «антиотмывочным» законом 115-ФЗ.
Стандартная процедура обновления паспортных данных в банке выглядит так:
- Клиент приходит в банк с новым паспортом.
- Оформляется заявление о смене паспортных данных.
- Сотрудник принимает заявление, делает копию нового паспорта, вносит изменения в анкету.
Перепечатывать договоры или переоформлять карты не нужно (хотя, если были изменения в фамилии, то банк может предложить перевыпустить карту).
Поскольку на дворе 2024 г., банки с радостью предлагают дистанционные каналы обслуживания, и возникает вопрос — можно ли обновить паспортные данные, не приходя в банк.
Оказалось, что можно. Правда, есть нюансы.
Как обновить паспорт в банке удалённо
Сразу отмечу, что не все банки предоставляют такую возможность. Например, в некоторых банках мне предложили лично явиться в отделение. Здесь ничего не поделаешь — придётся выделить на это время.
Но в ряде банков предусмотрели возможность предоставить обновлённые паспортные данные без личного визита. И здесь можно выделить два способа предоставления данных:
- Предоставить данные в приложении.
Это можно сделать, предоставив фотографии нового паспорта (страницы с фотографией, регистрацией и отметкой о ранее выданных паспортах).
Например, в Сбербанке можно обновить данные как с помощью фотографии, так и с помощью ввода данных — я воспользовался вторым способом. В банке Тинькофф нужно прислать боту фотографию в чат (всё сработало отлично).
А вот приложение Альфа-банк просит дождаться истечения срока действия паспорта. И это странно, ведь если у меня новый паспорт, старый уже не действителен по определению.
- С помощью портала Госуслуг.
На первый взгляд — самый удобный и логичный способ. Выглядит всё достаточно просто — запускаешь обновление данных из приложения банка, подтверждаешь предоставление информации банку с Госуслуг, и всё. Данные синхронизированы, не нужно ждать, пока их проверят, а главное — никуда ходить не нужно.
На практике ни в одном банке, где поддерживается такой способ обновления паспортных данных, мне не удалось этого сделать.
Я попробовал такой способ обновления данных в приложениях Сбера, Почта-банка, Открытия и ВТБ. В Сбере и Открытии это просто не удалось сделать по техническим причинам. Уж не знаю, где была проблема — может быть на стороне Госуслуг, может на стороне банка. Но результат был один — его не было.
А вот в Почта-банке и ВТБ обнаружился один неприятный нюанс, благодаря которому я просто не рискнул воспользоваться этим методом.
Что не так с обновлением паспорта через Госуслуги
Если посмотреть, как в разных банковских приложениях выглядит экран авторизации на Госуслугах в целях обновления паспорта, то в глаза бросается различие целей, для которых производится эта авторизация.
В банке «Открытие» эта цель звучит так: «Обновление информации при принятии клиента на обслуживание» — это полностью соответствует тому, что я пытался сделать (жаль не получилось).
А вот в Сбербанке эта цель обозначена как «Формирование финансовых предложений», а в ВТБ и Почта-банке — «Предоставление кредита (займа), в т.ч. кредита с лимитом кредитования и (или) овердрафта, выпуск и обслуживание банковской карты для обслуживания кредита (займа)».
Причём это не просто название процедуры, это влияет и на перечень персональных данных, которую предоставляет клиент, подтвердивший такой доступ — это доступ к информации об имуществе, месте работы, доходах, назначенных социальных выплатах и ещё много о чём.
Отказаться от предоставления части этих данных (снять галочки) — нельзя. В ВТБ это в принципе невозможно, а в других банках, если снять «лишние галочки», расценивается как отказ от подключения к Госуслугам.
Я понимаю, зачем банк запрашивает такие данные в целях выдачи кредита. Но не понимаю, зачем они нужны в случае обновления паспортных данных у клиента, у которого нет кредитных продуктов банка.
Грозит ли такое согласие чем-то клиенту? Думаю, максимум тем, что ему, после предоставления такого согласия, начнут усиленно предлагать кредитные продукты банка. Также я не думаю, что у банков, которые запрашивают такую информацию, есть какой-то специальный умысел. Скорее всего, разработчики приложения для процедуры обновления паспорта просто переиспользовали методы запроса персональных данных при выдаче кредита.
Тем не менее, я считаю, что нужно избегать предоставлять избыточную информацию там, где без этого можно обойтись. И поэтому предпочёл лично посетить отделения банков, для обновления паспортных данных.