Как обновить паспорт в банке в 2024 г. и почему лучше обойтись без Госуслуг

Каждый человек рано или поздно меняет паспорт. Причины могут быть разными — достижение определённого возраста, смена фамилии, потеря паспорта. Вот и у меня возникла такая необходимость, и пришло время обновить паспортные данные в банках.

Тянуть с этим не стоит — это одна из обязанностей клиента, ведь в любом договоре с банком или правилах комплексного обслуживания предусмотрено условие, по которому клиент должен сообщать банку информацию о смене паспортных данных. Банк же со своей стороны обязан контролировать этот процесс в соответствии с «антиотмывочным» законом 115-ФЗ.

Стандартная процедура обновления паспортных данных в банке выглядит так:

  • Клиент приходит в банк с новым паспортом.
  • Оформляется заявление о смене паспортных данных.
  • Сотрудник принимает заявление, делает копию нового паспорта, вносит изменения в анкету.

Перепечатывать договоры или переоформлять карты не нужно (хотя, если были изменения в фамилии, то банк может предложить перевыпустить карту).

Поскольку на дворе 2024 г., банки с радостью предлагают дистанционные каналы обслуживания, и возникает вопрос — можно ли обновить паспортные данные, не приходя в банк.

Оказалось, что можно. Правда, есть нюансы.

Как обновить паспорт в банке удалённо

Сразу отмечу, что не все банки предоставляют такую возможность. Например, в некоторых банках мне предложили лично явиться в отделение. Здесь ничего не поделаешь — придётся выделить на это время.

Но в ряде банков предусмотрели возможность предоставить обновлённые паспортные данные без личного визита. И здесь можно выделить два способа предоставления данных:

  • Предоставить данные в приложении.

Это можно сделать, предоставив фотографии нового паспорта (страницы с фотографией, регистрацией и отметкой о ранее выданных паспортах).

Например, в Сбербанке можно обновить данные как с помощью фотографии, так и с помощью ввода данных — я воспользовался вторым способом. В банке Тинькофф нужно прислать боту фотографию в чат (всё сработало отлично).

А вот приложение Альфа-банк просит дождаться истечения срока действия паспорта. И это странно, ведь если у меня новый паспорт, старый уже не действителен по определению.

  • С помощью портала Госуслуг.

На первый взгляд — самый удобный и логичный способ. Выглядит всё достаточно просто — запускаешь обновление данных из приложения банка, подтверждаешь предоставление информации банку с Госуслуг, и всё. Данные синхронизированы, не нужно ждать, пока их проверят, а главное — никуда ходить не нужно.

На практике ни в одном банке, где поддерживается такой способ обновления паспортных данных, мне не удалось этого сделать.

Я попробовал такой способ обновления данных в приложениях Сбера, Почта-банка, Открытия и ВТБ. В Сбере и Открытии это просто не удалось сделать по техническим причинам. Уж не знаю, где была проблема — может быть на стороне Госуслуг, может на стороне банка. Но результат был один — его не было.

А вот в Почта-банке и ВТБ обнаружился один неприятный нюанс, благодаря которому я просто не рискнул воспользоваться этим методом.

Что не так с обновлением паспорта через Госуслуги

Если посмотреть, как в разных банковских приложениях выглядит экран авторизации на Госуслугах в целях обновления паспорта, то в глаза бросается различие целей, для которых производится эта авторизация.

В банке «Открытие» эта цель звучит так: «Обновление информации при принятии клиента на обслуживание» — это полностью соответствует тому, что я пытался сделать (жаль не получилось).

А вот в Сбербанке эта цель обозначена как «Формирование финансовых предложений», а в ВТБ и Почта-банке — «Предоставление кредита (займа), в т.ч. кредита с лимитом кредитования и (или) овердрафта, выпуск и обслуживание банковской карты для обслуживания кредита (займа)».

Причём это не просто название процедуры, это влияет и на перечень персональных данных, которую предоставляет клиент, подтвердивший такой доступ — это доступ к информации об имуществе, месте работы, доходах, назначенных социальных выплатах и ещё много о чём.

Отказаться от предоставления части этих данных (снять галочки) — нельзя. В ВТБ это в принципе невозможно, а в других банках, если снять «лишние галочки», расценивается как отказ от подключения к Госуслугам.

Я понимаю, зачем банк запрашивает такие данные в целях выдачи кредита. Но не понимаю, зачем они нужны в случае обновления паспортных данных у клиента, у которого нет кредитных продуктов банка.

Грозит ли такое согласие чем-то клиенту? Думаю, максимум тем, что ему, после предоставления такого согласия, начнут усиленно предлагать кредитные продукты банка. Также я не думаю, что у банков, которые запрашивают такую информацию, есть какой-то специальный умысел. Скорее всего, разработчики приложения для процедуры обновления паспорта просто переиспользовали методы запроса персональных данных при выдаче кредита.

Тем не менее, я считаю, что нужно избегать предоставлять избыточную информацию там, где без этого можно обойтись. И поэтому предпочёл лично посетить отделения банков, для обновления паспортных данных.

👉 Подпишитесь на @vbankomate в телеграме.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,банковская карта

Мы в социальных сетях