Сегодня я столкнулся с необычным аспектом, связанным с «неограниченным» сроком действия карт международных платёжных систем.

В марте банки сообщали, что когда срок действия карты закончится, она продолжит действовать, и её не нужно будет перевыпускать. Некоторые банки даже говорили о бесконечном сроке действия карты.

У меня одна из карт — как раз такая. Вообще я ею практически не пользуюсь — когда-то она у меня была добавлена в Google Pay, но пришлось пересесть на Mir Pay, и я этой картой пользовался очень редко. Летом у неё закончился срок действия, сегодня она просто перестала работать. Потребовалось получить наличные в банкомате — и банкомат её не прочитал.

Обратился к операционисту банка и мне предложили её перевыпустить… за 500 рублей. На мой взгляд слишком много за бесплатную неименную карту.

Тут я вспомнил, что у карты истёк срок действия, и напомнил об этом специалисту банка, на что получил просто удивительный ответ:

«Да, перевыпуск карты по сроку действия — бесплатно. Но у вашей карты неограниченный срок действия, а перевыпуск по просьбе клиента — платно».

Меня больше всего восхитило то, что говоря это, сотрудница банка не видела противоречия. Бери и плати, одним словом.

Очевидно же, что вечных карт не существует. Рано или поздно они выходят из строя, и их нужно менять. Периодический перевыпуск карты как раз и нужен в т.ч. и для того, чтобы клиенты не сталкивались с неработающими картами.

Получается интересная ситуация. Банки обещают бесплатное обслуживание и бесплатный перевыпуск карт, но продлив срок действия, получили дополнительный источник дохода.

Как перевыпускают «вечные» карты в разных банках

Мне стало интересно, является ли это массовым явлением, и я обратился в службу поддержки различных банков за комментариями.

  • Почта-банк. Сотрудники просят плату, но можно и бесплатно.

Описанная выше ситуация произошла в Почта-банке. Как я сказал, сотрудник предложил мне перевыпустить просроченную, вышедшую из строя карту за 500 рублей.

Я не стал этого делать, а изучил тарифы банка и нашёл любопытный пункт — бесплатная замена карты Visa на карту „Мир“.

То есть вместо того, чтобы требовать с меня 500 рублей, мне можно было бы просто поменять карту на более актуальную сейчас карту «Мир».

Примечательно, что в службе поддержки мне об этом не рассказали, и подтвердили такую возможность лишь после того, как я сам спросил об этом пункте тарифов.

  • ВТБ. Всё бесплатно.

В банке ВТБ сказали, что можно будет без проблем перевыпустить карту… MasterCard. На вопрос о том, как же так, ведь платёжная система не работает в России, я получил очень забавный ответ: «MasterCard работает! Просто карты MasterCard за границей не работают!»

Можно также выпустить бесплатную карту «Мир», аналогичную MasterCard, которая у меня уже есть.

  • Тинькофф-банк. Бесплатная замена на «Мир».

Тут всё просто — предложили бесплатно перевыпустить любую карту (хоть пластиковую, хоть виртуальную) в виде физической карты «Мир».

  • Сбербанк. Новые карты и новые тарифы.

В Сбербанке у меня самая народная карта — бесплатная карта «Моментум» платёжной системы MasterCard.

Мне предложили её заменить только на Сберкарту с обслуживанием 150 руб. в месяц, которое если не выполняются условия бесплатного обслуживания. Других вариантов, после того как моментальная карта перестанет работать, по словам специалиста службы поддержки, не существует.

Поскольку я картой пользуюсь исключительно для переводов, то не буду даже переживать, когда она сломается. Но для тех, кто пользуется картой более активно, это не очень хороший вариант.

  • Открытие. Перевыпускает международные карты.

В банке «Открытие» мне сказали, что сейчас карты перевыпускаются бесплатно на такие же — т.е. карта платёжной системы MasterCard, о которой я спрашивал, может быть перевыпущена в виде MasterCard. В виде карты «Мир» перевыпустить нельзя. Но в будущем ситуация может поменяться.

  • Альфа-банк. Сломал — плати.

Тут ситуация примерно такая же как в Почта-банке, но без скрытой возможности заменить карту на «Мир».

Логика именно такая — срок действия карты неограничен, а когда она выйдет из строя, то это будет считаться, что клиент её сломал, а значит он должен будет оплатить перевыпуск.

Мне такой подход кажется достаточно абсурдным. Но я уверен, что не везде платный перевыпуск карт — это осознанное решение банка.

Если в Сбербанке клиентов вынуждают оформлять новые карты по новым тарифам, то в других банках это больше похоже на коллизию, которую просто не предусмотрели. Уверен, что когда число клиентов, возмущённых платным перевыпуском, станет заметным, то и тарифы пересмотрят.