Моё внимание привлекла новость о том, что Хоум-банк начал тестировать выдачу POS-кредитов (так называются целевые кредиты на покупку товаров в магазинах), которые направлены на категорию клиентов, которые отчаялись получить кредиты в банках или МФО.
Кредитование происходит при этом по очень необычной схеме:
- Клиент выбирает покупку и заключает с банком договор.
- В рамках этого договора он вносит от 3 до 5 ежемесячных платежей.
- После этого банк выдаёт кредит, а клиент получает товар.
- В дальнейшем кредит погашается, как обычно.
Эта схему кредитования называют «бразильской» из-за того, что придумана она была в бразильской сети магазинов бытовой техники и мебели Casas Bahia.
У кредита есть ограничения — сумма до 75 тыс. рублей, а срок — до 12 месяцев, но самое главное — это те самые ежемесячные платежи.
Клиент их вносит вперёд, т.е. до получения необходимого товара. Банк считает, что таким образом клиент подтверждает свою платёжную дисциплину, что и дальнейшие платежи он сможет платить без всяких проблем.
Сейчас такие кредиты банк выдаёт лишь в нескольких магазинах различных торговых сетей, а также онлайн-магазинах, но по результатам может быть принято решение о дальнейшем развитии такого вида кредитования.
Такая схема кредитования выглядит довольно любопытной. Для банка она привлекательна тем, что даже если какая-то часть клиентов не сможет рассчитаться по кредиту, то как минимум 3 платежа они уже сделали. И это будет больше, чем банк выручит, продав такой безнадёжный долг коллекторскому агентству.
Однако «бразильские кредиты» вряд ли придутся по душе российским заёмщикам, которые успели испортить кредитную историю с помощью быстрых займов в МФО.
Они не будут ждать несколько месяцев, внося платежи, чтобы купить новый смартфон или телевизор, а просто подберут себе МФО, который пусть и менее разборчив в клиентах, но зато готов выдать им займ здесь и сейчас.