Сегодня ЦБ отозвал лицензию у банка «КИВИ», который обеспечивал работу платёжной системы QIWI. Ситуация примечательна тем, что это первый отзыв лицензии у банка за полтора года, а так же тем, что у большинства клиентов банков нет полноценных банковских счетов.
Причиной отзыва лицензии в ЦБ назвали то, что банк нарушал антиотмывочное законодательство (тот самый закон 115-ФЗ, который больше всего боятся в банках), а также тем, что были выявлены случаи, когда QIWI-кошельки открывались с использованием персональных данных граждан без их ведома.
«Его деятельность характеризовалась вовлеченностью в проведение высокорисковых операций, направленных на обеспечение расчетов между физическими лицами и теневым бизнесом, включая переводы денежных средств в пользу криптообменников, нелегальных онлайн-казино, букмекерских контор и т.п., а также поиском новых способов обхода вводимых регулятором ограничений» — говорится в пресс-релизе ЦБ.
Не знаю, насколько масштабны были нарушения в банке, однако QIWI-кошельками многие пользовались из-за их удобства и универсальности.
Более того, после ухода с российского рынка международных платёжных систем, кошельки QIWI оказались одним из немногих способов оплачивать какие-то услуги за рубежом или способом перевода средств на зарубежные карты или платёжные инструменты.
Кроме того, банки «КИВИ» был расчётным банком системы переводов Contact, которая тоже перестала работать.
Что делать клиентам QIWI
Естественно, на счетах в банке и на кошельках QIWI остались какие-то средства. Вывести их уже нельзя. Мобильное приложение не открывается, да и на сайте зайти в свой аккаунт у меня, например, не получилось — не приходит SMS с кодом.
Для тех, у кого были открыты в банке полноценные счета, не всё так плохо. Средства на счетах и вкладах застрахованы в соответствии с законом о страховании вкладов — по ним страховые выплаты начнутся после 6 марта.
К 27 февраля будут определены банки, через которые будут осуществляться страховые выплаты, и уже после 6 марта их можно будет без проблем получить.
Но таких клиентов, как я понимаю, не очень много. Большая часть клиентов пользовалось электронными кошельками QIWI.
Средства на электронных кошельках не застрахованы, АСВ это подтвердили в телеграм-канале Банка России, ответив на вопрос пользователя:
«Электронные денежные средства и деньги, размещенные без открытия счета, не защищены страховкой. Тем не менее, вы можете обратиться в АСВ».
Обращение в АСВ сведётся, как я понимаю, к ответу о том, что владелец электронного кошелька должен будет подать требование временной администрации банка.
По закону сделать это можно в течении 60 дней, однако, для подачи требования нужно предоставить «подлинные документы либо их надлежащим образом заверенные копии, подтверждающие обоснованность требований кредитора, за исключением требований, основанных на договоре банковского вклада (счета), которые могут быть установлены на основании сведений, имеющихся в банке».
Безусловно, у банка есть сведения, позволяющие установить наличие требований каждого конкретного владельца электронного кошелька, но они основаны не на договоре банковского счёта. Поэтому непонятно, что может клиент предоставить в качестве обоснования таких требований.
Случай, безусловно беспрецедентный, поэтому какие-то подходы к решению сложившейся ситуации будут разрабатываться прямо сейчас. Наверное, можно ждать каких-то официальных разъяснений со стороны АСВ или временной администрации банка, но, честно говоря, я не думаю, что владельцам электронных кошельков стоит на что-то рассчитывать.
Дополнение. РКБ получили комментарий в ЦБ, из которого следует, что «по предварительной оценке Банка России, у банка QIWI хватит средств, чтобы вернуть деньги с электронных кошельков граждан». Хорошая новость!