C 1 октября в России введено новое требование для банков, которое направлено на защиту интересов клиентов.

Теперь каждый клиент может потребовать от банка наложить на себя запрет определённых операций:

  • Оформление кредитов онлайн (т.е. через интернет и мобильные приложения).
  • Установить максимальный лимит суммы онлайн-операций.
  • Установить суточный, недельный, месячный и т.д. лимит на расходы.
  • Отказаться от всех видов банковских услуг онлайн.

Идея хорошая, но у этого нововведения есть один большой недостаток — нельзя управлять этими лимитами где-то в одном месте (например, на сайте госуслуг), ограничения нужно «настраивать» в каждом конкретном банке.

Но даже в таком виде запреты могут быть полезны. Часто мошенники вынуждают человека оформить кредит, а потом перечислить им деньги. Такой запрет на онлайн кредиты усложнит действие и больше вероятности, что «жертва» осознает, что происходит что-то не то, до того, как потеряет деньги.

Поэтому я решил проверить, что нужно, чтобы установить такой запрет на операции в популярных банках. Ответ искал в приложениях банков — там должна быть соответствующая настройка, и если не находил — звонил или писал в службу поддержки банка.

Как разные банки (не)выполняют указание ЦБ

  • Сбербанк

Самый народный банк страны — сюда я позвонил первым, когда не нашёл в настройках приложения соответствующего пункта.

Ответ банка сначала меня озадачил: «Кредит выдаётся не через интернет, а через личный кабинет» — так мне попытались объяснить то, почему соответствующей функции нет.

Когда я обратил внимание, что Сбербанк Онлайн — это всё-таки средство дистанционного банковского обслуживания, то получил более понятный ответ: «На данный момент таких изменений нет».

  • ВТБ

В банке ВТБ меня удивили — предложили написать заявление об отзыве персональных данных.

Как утверждает оператор, таким образом отключается возможность оформить какие-то услуги онлайн, а действующих услуг банка это не коснётся.

Написать такое заявление можно только в банке. Если потребуется потом его отменить (т.е. если вам нужны будут услуги онлайн, то нужно будет снова идти в банк и писать заявление.

Сама формулировка — «отзыв персональных данных» на мой взгляд звучит очень странно, и выглядит как попытка подобрать готовую форму заявления под мой вопрос.

  • Альфа-банк

Похоже, это единственный банк, в котором сотрудники что-то слышали об указании ЦБ. По крайней мере оператор уточнила у меня, идёт ли речь о запрете в целях безопасности, а потом предложила прийти в банк лично и написать заявление.

Подать заявление онлайн или через приложение нельзя, что на мой взгляд неприемлемо, поскольку банк использует удалённые каналы для привлечения новых клиентов.

Например, я когда-то оформил карту банка в городе, где нет отделений Альфа-банка, и для того, чтобы подать такое заявление, мне нужно ехать в другой город.

  • Открытие

Ответа оператора пришлось ждать минут пятнадцать — даже зацикленная мелодия перестала играть

Спросили номер указания (это указание 6071-У от 18 февраля 2022 г.), а потом составили обращение, обещали дать какой-то ответ через два дня.

Посмотрим, какой будет ответ. Надеюсь, в результате банк просто добавит соответствующую настройку в своё мобильное приложение.

  • Тинькофф

Ответ простой — в банке такой возможности не предусмотрено, потому что банк «тщательно» проверяет все заявки.

Естественно, в указании ЦБ нет определения критериев заявок.

  • Почта-банк

В Почта-банке предложили зайти позже.

  • Совкомбанк

По телефону такой вопрос задать не удалось, поэтому пришлось писать в соцсетях. Где сразу попытались увести разговор в сторону, но потом всё-таки дали ответ — предложили обратиться в бюро кредитных историй и Госуслуги. Интересно, а почему не в Спортлото?

В итоге, ни в одном банке установить запрет на онлайн-кредиты мне не удалось.

Уточнение от контакт-центра Банка России

Откровенно говоря, ответ Совкомбанка меня смутил. «Может быть, действительно, запрет надо ставить через БКИ, а я тут банки мучаю?» — с таким вопросом я обратился на контактную линию ЦБ.

И меня заверили, что я правильно понял указание ЦБ, речь действительно идёт об установке ограничения по различным видам операций, включая выдачу кредитов онлайн, через банки — т.е. обращаться нужно в конкретный банк.

Возможно — предположили в службе поддержки ЦБ — банки ещё не успели выработать процедуру установки таких запретов, поскольку указание начало действовать лишь с 1 октября. И предложили подавать жалобу, если я считаю, что мои права были нарушены.

Что касается установки запрета через БКИ или Госуслуги, то такое предложение от ЦБ действительно было, но оно пока не реализовано, и обращаться нужно в банки.