Когда смотришь на ставки по займам, которые выдают микрофинансовые организации, то сразу возникает вопрос, на который у меня лично нет ответа: зачем брать микрозайм, если условия в банках значительно привлекательнее?
Возможно, ответ на это дают цели, на которые люди берут микрозаймы. СМИ приводят данные из исследования, проведённого сервисом онлайн-кредитования MoneyMan, из которых следует, что граждане берут микрозаймы на:
- Повседневные расходы, включая приобретение бытовой техники — 32%.
- Непредвиденные расходы — 18,3%.
- Ремонт квартиры или дачи — 15,4%.
- Предпринимательские нужды — 9,8%.
- Обслуживание автомобиля — 6,2%.
- Перекредитование — 5,5%.
- Расходы на лечение — 3,3%.
- Отпуск — 2,8%.
- Образование — 2,1%.
Как сообщает издание «Газета.Ru», исследование производилось на основе 300 тыс. заявок, которые поступили в компанию со всей России в течение 2023 г.
Здесь примечательно то, что сервисы микрозаймов обычно позиционируются как источники срочного финансирования — т.е., в идеале, цель «на непредвиденные расходы», должна быть основной.
То, что большая часть клиентов берёт кредит на цели, которые вполне можно было спрогнозировать, говорит о том, что большая часть клиентов подобных сервисов не задумывается о будущем, не пытается планировать какие-то вещи. Например, если речь идёт о покупке бытовой техники или расходах на ремонт, то для этого скорее подошла бы кредитная карта. Однако её нужно было бы оформить заранее.
Понятно, что какую-то часть пользователей микрозаймов составляют клиенты, которым отказали банки. Скорее всего те, кто берут кредиты на «предпринимательские нужды» отлично понимают, что это не лучшим образом скажется на их бизнесе. Но в целом, люди идут туда, где быстрее и проще — либо в соседний «ларёк» с микрозаймами, либо оформляют его в интернете, не выходя из дома.