Сбер начал массовое внедрение биометрической оплаты по всей стране. Для этого в банке планируют заменить действующие терминалы, которые уже сейчас установлены в магазинах на новые.
Это очень интересная новость, потому что раньше, когда речь заходила об оплате лицом, то речь шла об относительно специфических вариантах использования технологии.
Например, оплата проезда с помощью специальных устройств в метро или расчёты на кассах самообслуживания в розничных магазинах.
Сейчас же, судя по всему, планируется распространить новый способ оплаты на любые магазины — в т.ч. самые небольшие.
Это будет возможно благодаря тому, что банк уже приобрёл в Китае первую партию терминалов, поддерживающих биометрическую оплату.
Мне стало интересно, что это за устройства. К сожалению, каких-то подробностей СМИ не сообщают. Но судя по возможностям устройства, которые описывает управляющий директор дивизиона «Эквайринг» Сергей Шубочкин, речь идёт об устройстве, которое очень похоже на платёжный терминал Telpo C9.
Это не очень дорогое устройство (цена на Aliexpress — 600 долларов США), при этом оно поддерживает сразу несколько способов оплаты: обычную и бесконтактную оплату банковской картой, оплату с помощью технологии распознавания лица, а также оплату с помощью QR-кода (причём поддерживается считывание кода с экрана телефона).
Именно такими возможностями обладают и устройства, которые предполагает использовать Сбербанк.
Оплата «улыбкой» может стать самым масштабным опытом применения биометрических систем. В Сбербанк уже можно с помощью биометрии обслуживаться в офисах и банкоматах, однако если оплата лицом появится в каждом магазине, то найдётся много людей, которые сочтут такой способ оплаты предпочтительным.
Тем не менее, на мой взгляд, у технологии, которую внедряет Сбер, есть ряд важных недостатков.
- Это уникальная технология, присущая одному банку.
Фактически, только один банк в стране может внедрить такую систему массово и единолично. К оплате лицом нельзя будет подключить карты других банков. Те, кому будет интересен такой способ оплаты, будут вынуждены использовать карты Сбера.
- Оплата лицом Сбера доступна только в терминалах Сбера.
Это значит, что в магазинах, которые установили терминалы других банков, обслуживать «по улыбке» будет нельзя. В итоге, с одной стороны, клиентам Сбера придётся пользоваться традиционными способами расчётов, а с другой стороны, когда технология биометрической оплаты станет популярной, создаст ещё одно неконкурентное преимущество для Сбербанка.
Как обычно, это приведёт к тому, что ЦБ создаст собственный биометрический способ оплаты и заставит все банки его внедрить в обязательном порядке.
- Трудно оценить возможные риски, связанные с биометрической оплатой.
В публикации Известий представители Сбера рассказали, что вместо устройств, поддерживающих технологию Liveness (эта технология определяет, что перед устройством находится живой человек, а не его фотография или видео с ним), банк нашёл более дешёвое решение, «которое надежно и стабильно работает».
Уверен, что сейчас так оно и есть, и можно не бояться реальных случаев мошенничества. Но когда технология станет массовой, то появятся и желающие обмануть систему и выдать себя за покупателя. В этом случае, у видеозвонков «из банка» может появиться и ещё одна цель — сбор биометрических данных.
Не удивлюсь, если в будущем системы биометрической оплаты станут обыденностью, но сначала должна быть обеспечена полная надёжность и безопасность пользователей.