В интернете полно советов, где авторы «объясняют на личном примере», как себя следует вести у банкомата, если кто-то попросил помощи с переводом.
Суть обычно сводится к тому, что никому помогать не нужно, потому что это мошенники, либо их сообщники. Рассказывают истории о том, что если из банкомата «выглядывает» карта, забытая предыдущим клиентом, то от такого банкомата нужно бежать:
Мошенник вставляет карту в банкомат и оставляет её, когда видит, что к нему подходит клиент.
Клиент, обнаружив, что банкомат находится в режиме обслуживания, как правило, извлекает карту — ведь ему самому нужно воспользоваться банкоматом.
Пока он думает, как поступить с картой, мошенник возвращается, забирает карту и благодарит клиента. После чего проверяет остаток по карте и тут же «обнаруживает», что с карты сняты деньги.
Во всех этих случаях предполагается, что злоумышленник начинает вымогать деньги, якобы снятые добрым клиентом с карты, угрожая вызвать полицию или предлагая отойти куда-то, чтобы «поговорить».
В описании таких случаев «мошенничества» меня всегда смущало одно — а причём тут банкомат? Ну т.е. если всё сводится к банальным угрозам, то зачем преступникам придумывать сложные схемы, при которых нужен собственно банкомат.
Уверен, что большинство таких историй не опираются на какие-то реальные случаи обмана. Например, когда СМИ массово писали о мошенничестве с забытой картой, то источником был пост одного пользователя соцсетей, в котором тот рассуждал, что если вы нашли забытую карту в банкомате, то, возможно, это может быть мошенничество. В своём посте он сам говорил, что это лишь его предположения, но многочисленными авторами-журналистами история была подана, как реальный случай.
Мне приходилось много раз помогать людям, которые не умели пользоваться банкоматом — работа у меня была такая. Выдавал банковскую карту, выходил с клиентом к банкомату и учил им пользоваться. Поэтому условный рефлекс — помочь человеку, который «застрял» и не знает на какую кнопку нажать — у меня сохранился до сих пор, и я всё ещё периодически подсказываю клиентам, что делать.
Ничего плохого в том, чтобы помочь человеку, я не вижу, но нужно это делать, соблюдая определённые правила:
Если человек не знает на какую кнопку нажать — вы показываете на неё пальцем и говорите: «Вот кнопка для получения наличных — нажмите на неё». Он должен сам нажать на кнопку.
Если человек сам нажимает кнопки — рано или поздно он научится это делать.
Если необходимо ввести пин-код, то нужно сказать человеку: «Наберите пин-код, прикрывая клавиатуру рукой». Отметьте, что нельзя сообщать пин-код кому-либо, что не нужно его вообще произносить вслух. Прежде чем ваш подопечный начнёт набирать код — демонстративно повернитесь спинкой к нему, чтобы он был уверен, что вы не подсматриваете.
Если у банкомата вас просят принять деньги, чтобы совершить перевод, или, наоборот, получить перевод и выдать поступившую сумму наличными, то нет никаких гарантий, что этот перевод не будет связан с оплатой каких-то незаконных товаров или услуг.
Нет ничего плохого в том, чтобы помочь человеку, но помощь у банкомата должна ограничиваться подсказкой или советом, сами операции человек должен совершать сам.
Недавно мне написал клиент одного банка и рассказал о том, как он остался без процентов…
Банк России опубликовал обновлённый план по внедрению цифрового рубля. В соответствии с планом, который ЦБ…
После того, как клиент изъявил желание забрать свой вклад, банк должен сделать это как можно…
Jam‑Dex — это «цифровые банкноты», где криптография выступает средством защиты от подделки, а встроенный цифровой…
Банки стараются снизить свои расходы по накопительным счетам — платят повышенные проценты только в течение…
Т-Банк объявил о запуске первого выездного сервиса сбора биометрии — услуги с помощью которой сдать биометрические…
This website uses cookies.