Могут ли сотрудники банков присваивать деньги со счетов и карт клиентов?

Недобросовестных людей можно встретить везде — это не зависит от профессии, пола или возраста. Поэтому героями криминальных сводок могут оказаться самые разные люди — продавцы в магазинах, бухгалтеры предприятий, сотрудники ТСЖ и т.д. Сотрудники банков, к сожалению, периодически тоже становятся персонажами таких сводок.

Например, недавно суд приговорил к 6 годам колонии кассира банка, которая похитила крупную сумму — 22 млн рублей.

Список публикаций о приговоре кассиру на сервисе Дзен Новости

Когда речь идёт о хищении наличных, то всё понятно — недобросовестный сотрудник должен возместить деньги банку, а если этого не произойдёт, то клиентов банка это никак не коснётся.

Но если речь идёт о случаях, когда сотрудник банка присвоил деньги со счёта клиента, то тут банки стараются представить дело так, чтобы клиент пытался получить возмещение со стороны провинившегося сотрудника.

Это могут быть такие ситуации:

  • Сотрудник банка, имеющий доступ к счетам клиентов, списывал деньги с неактивных счетов.
  • Сотрудник банка отменил операцию по внесению наличных, забрал наличные, а деньги даже не попали на счёт.
  • Сотрудник банка оформил фальшивый договор вклада, но деньги принял сам, а деньги в кассу не попали.

Последний вариант — самый «сложный». Тут действительно происходит обман клиента сотрудником, но деньги даже не попадают на счёт, поэтому с точки зрения банка их не существует. С точки зрения клиента ситуация выглядит иначе — он деньги принёс в банк, заключил договор с банком, подписал его в офисе банка, деньги оставил в банке…

В этом году Верховным судом было принято определение по подобному случаю (определение № 21-КГ22-11-К5). Клиент одного банка в 2017 г. оформил в банке долгосрочный вклад (на три года) под высокую ставку (16% годовых). Через три года денег он не получил, а на сотрудника банка завели уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (клиент был не единственным пострадавшим).

Когда клиент потребовал от банка деньги, демонстрируя документы, выданные сотрудником, то банк через суд потребовал признать этот договор не заключённым — ведь деньги в кассу не поступали.

В итоге, после трёх местных судов, клиент дошёл до Верховного суда, который отменил ранее принятые решения судов, посчитав, что «внесение денежных средств на счет банка гражданином-вкладчиком, действующим при заключении договора банковского вклада разумно и добросовестно, может доказываться любыми выданными ему банком документами».

Можно ли снизить риск обмана вкладчика сотрудником банка

Вообще, если говорить об этом деле, мне сразу показалась подозрительной ставка — 16%. Это очень высокая ставка для 2017 г. Если банк предлагает такую высокую ставку, то это уже выглядит подозрительно — у банка могут быть проблемы с ликвидностью и делать вклады на крупные суммы там не рекомендуется в принципе.

Вот несколько советов, которые помогут снизить риск оказаться обманутым сотрудником банка:

  • Проверяйте, насколько предлагаемые условия похожи на средние по рынку. Если условия вызывают подозрения — позвоните в контактный центр и уточните их.
  • Если деньги вносятся наличными, то они должны вноситься через кассу, и у вас кроме договора должен остаться приходный кассовый ордер.
  • Если у вас нет мобильного приложения банка, то установите его. Открытый счёт с внесённой суммой должен быть там виден.
  • Не оставляйте счёт в банке без внимания (или даже без движения) на долгое время. Периодически запрашивайте выписки, а ещё лучше совершайте какие-то движения по счёту. Это поможет также предотвратить списание комиссии за обслуживание «забытых счетов»

Ну и главное. Нужно понимать, что случаи присваивания средств сотрудниками банка хоть и случаются, но это достаточно редкие случаи. Опасаться, что в каждом банке вас поджидают мошенники, не нужно. Там работают обычные люди, такие, как и все вокруг.

Игорь

Новые статьи

В Ассоциации банков объяснили, чем цифровой рубль может быть выгоден гражданам

Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков опубликовал статью, в которой развеял основной миф о цифровом…

2 дня назад

Почему клиенты банков не платят по кредитам — что открыло исследование Сбера

По данным Сбера, в тройку главных причин просрочек по кредитам вошли: задержка зарплаты — 34%,…

3 дня назад

Что такое «ключевой вклад» — на что обращать внимание, если решили его открыть

Некоторое время назад (примерно, когда появилось ожидание того, что ЦБ начнёт перейдёт к планомерному снижению…

5 дней назад

Обещали защиту от спама, а вышло не очень — почему не работает маркировка звонков

Одно из многообещающих нововведений начала этого месяца — то, что с 1 сентября в операторы…

1 неделя назад

Клиенты банков массово идут в МФО за „доступными” займами — спасение или долговая ловушка?

В Банке России рассказали о том, что в втором квартале 2025 года микрофинансовые организации (МФО)…

1 неделя назад

Как внедрение цифрового рубля повлияет на банковские вклады

Уже пару дней СМИ, ссылаясь на экспертов, разносят новость о том, что внедрение цифрового рубля…

2 недели назад

This website uses cookies.