Недобросовестных людей можно встретить везде — это не зависит от профессии, пола или возраста. Поэтому героями криминальных сводок могут оказаться самые разные люди — продавцы в магазинах, бухгалтеры предприятий, сотрудники ТСЖ и т.д. Сотрудники банков, к сожалению, периодически тоже становятся персонажами таких сводок.
Например, недавно суд приговорил к 6 годам колонии кассира банка, которая похитила крупную сумму — 22 млн рублей.
Когда речь идёт о хищении наличных, то всё понятно — недобросовестный сотрудник должен возместить деньги банку, а если этого не произойдёт, то клиентов банка это никак не коснётся.
Но если речь идёт о случаях, когда сотрудник банка присвоил деньги со счёта клиента, то тут банки стараются представить дело так, чтобы клиент пытался получить возмещение со стороны провинившегося сотрудника.
Это могут быть такие ситуации:
- Сотрудник банка, имеющий доступ к счетам клиентов, списывал деньги с неактивных счетов.
- Сотрудник банка отменил операцию по внесению наличных, забрал наличные, а деньги даже не попали на счёт.
- Сотрудник банка оформил фальшивый договор вклада, но деньги принял сам, а деньги в кассу не попали.
Последний вариант — самый «сложный». Тут действительно происходит обман клиента сотрудником, но деньги даже не попадают на счёт, поэтому с точки зрения банка их не существует. С точки зрения клиента ситуация выглядит иначе — он деньги принёс в банк, заключил договор с банком, подписал его в офисе банка, деньги оставил в банке…
В этом году Верховным судом было принято определение по подобному случаю (определение № 21-КГ22-11-К5). Клиент одного банка в 2017 г. оформил в банке долгосрочный вклад (на три года) под высокую ставку (16% годовых). Через три года денег он не получил, а на сотрудника банка завели уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (клиент был не единственным пострадавшим).
Когда клиент потребовал от банка деньги, демонстрируя документы, выданные сотрудником, то банк через суд потребовал признать этот договор не заключённым — ведь деньги в кассу не поступали.
В итоге, после трёх местных судов, клиент дошёл до Верховного суда, который отменил ранее принятые решения судов, посчитав, что «внесение денежных средств на счет банка гражданином-вкладчиком, действующим при заключении договора банковского вклада разумно и добросовестно, может доказываться любыми выданными ему банком документами».
Можно ли снизить риск обмана вкладчика сотрудником банка
Вообще, если говорить об этом деле, мне сразу показалась подозрительной ставка — 16%. Это очень высокая ставка для 2017 г. Если банк предлагает такую высокую ставку, то это уже выглядит подозрительно — у банка могут быть проблемы с ликвидностью и делать вклады на крупные суммы там не рекомендуется в принципе.
Вот несколько советов, которые помогут снизить риск оказаться обманутым сотрудником банка:
- Проверяйте, насколько предлагаемые условия похожи на средние по рынку. Если условия вызывают подозрения — позвоните в контактный центр и уточните их.
- Если деньги вносятся наличными, то они должны вноситься через кассу, и у вас кроме договора должен остаться приходный кассовый ордер.
- Если у вас нет мобильного приложения банка, то установите его. Открытый счёт с внесённой суммой должен быть там виден.
- Не оставляйте счёт в банке без внимания (или даже без движения) на долгое время. Периодически запрашивайте выписки, а ещё лучше совершайте какие-то движения по счёту. Это поможет также предотвратить списание комиссии за обслуживание «забытых счетов»
Ну и главное. Нужно понимать, что случаи присваивания средств сотрудниками банка хоть и случаются, но это достаточно редкие случаи. Опасаться, что в каждом банке вас поджидают мошенники, не нужно. Там работают обычные люди, такие, как и все вокруг.