Выступление главы Банка России Эльвиры Набиуллиной в Госдуме затронуло ряд вопросов, включая вопросы, связанные с цифровым рублём.
Она рассказала о планах как можно скорее запустить пилотный проект, в рамках которого будут осуществляться реальные операции с реальными деньгами.
При этом одна из фраз, которую она произнесла, получила неоднозначное трактование:
«Мы сейчас ориентируемся на сумму где-то в 300 тыс. рублей в месяц для пополнения цифрового кошелька (это уже за пределами пилота). Всю эту сумму, а также другие остатки на кошельке — например, если вы получили цифровые рубли от кого-то еще, — можно будет переводить себе, другому человеку без процентов».
Некоторые авторы решили, что это означает, что цифровые кошельки нельзя будет использовать для накопления и в них можно будет хранить лишь 300 тыс. рублей. Кто-то решил, что это максимальная сумма переводов.
Я понимаю это исключительно как лимит месячного пополнения цифрового кошелька.
То есть если вы каждый месяц будете переводить себе по 300 тыс., то можно будет накопить сумму большую. Если вам кто-то переводит сумму в цифровых рублях, то никаких лимитов действовать не будет — сами переводы в цифровых рублях не будут ограничены по сумме, а осуществляться будут бесплатно.
Само ограничение может выглядеть странным — причина такого лимита не озвучивается.
Но мне кажется, тут речь идёт о том, что в ЦБ осторожничают и не хотят нанести урон существующим банковским переводам.
Даже внедрение СБП, где бесплатно можно переводить в месяц до 100 тыс. рублей, привело к тому, что многие клиенты отказались от обычных переводов.
Если не установить лимиты на пополнение цифровых кошельков, то есть риск того, что обычным переводам не останется места в банковской системе. К чему это приведёт — не совсем понятно. И думаю, именно из-за этого ЦБ начинает внедрение цифрового рубля с такими лимитами.
Однако на мой взгляд, это излишняя предосторожность. Уверен, что первое время цифровые кошельки будут открывать только любопытствующие энтузиасты. Обычные клиенты предпочтут старые и проверенные инструменты.
Так было с внедрением банковских карт в России. Потребовалось больше десяти лет, чтобы люди привыкли к ним и начали активно пользоваться, чтобы расчёты картами в магазинах и переводы с карты на карту перешли из экзотики в разряд обыденных операций.