В историях с телефонным мошенничеством меня всегда удивляет, как люди безропотно идут на поводу мошенников. Но ещё больше удивляет то, как меняются их схемы и «легенды», подстраиваясь к текущей ситуации.
Мошенники выманивают номера банковских карт, выспрашивают коды, которые приходят по SMS для подтверждения операции — банки начинают выпускать памятки для клиентов и объяснять, что нельзя такую информацию сообщать никому.
Тогда телефонные аферисты придумали «защищённые счета», на которые нужно перевести деньги, чтобы защитить свои сбережения от мошенника. Разговаривая с будущей жертвой, специально подчёркивают: «Не сообщайте мне код, который вам пришёл — он секретный».
Клиент читает SMS — и там тоже написано, что не нужно сообщать код, и преисполненный доверием, пересылает деньги прямиком на «защищённый счёт» — в руки мошенников.
Банки начинают объяснять клиентам, что нельзя защитить деньги, сделав перевод непонятно куда, что сотрудники ЦБ, банков и правоохранительных органов не звонят с такими предложениями, а мошенники теперь предлагают… вернуть потерянные сбережения.
Под видом юристов, следователей, страховых компаний и т.п. действуют мошенники, обещающие помощь, которая на самом деле является способом вторичного обмана.
А сейчас к тем, кто был обманут ранее, мошенники стали приходить в очередной раз… чтобы предложить работу. Работа предлагается от имени органов государственной безопасности и состоит якобы в том, чтобы помогать в борьбе с преступниками.
При этом ничего никому не нужно платить, обещают официальное трудоустройство и ежемесячную заработную плату.
В действительности же клиента банка используют в качестве дроппера — ему переводят похищенные деньги, а потом он помогает их «спасать», по сути — обналичивает и передаёт злоумышленникам.
«Злоумышленники хотят переложить на них ответственность за незаконные переводы и даже обещают им зарплату, создавая впечатление реальной деятельности по борьбе с преступниками. Причем для новой схемы привлекаются клиенты, уже пострадавшие от действий злоумышленников, которые хорошо знают о такой проблеме» — рассказывает Дмитрий Ревякин, начальник управления защиты корпоративных интересов банка ВТБ, в сообщении пресс-службы банка.
Получается, такой «укус мошенника» — те, в кого однажды вцепились мошенники, рискуют стать повторной жертвой, а потом и, по сути, соучастниками схем по обналичиванию средств.
В итоге такие клиенты рискуют тем, что окажутся в чёрном списке дропперов ЦБ и тогда им заблокируют возможность пользоваться онлайн-банком, а также ограничат возможность получения наличных в отделении банка. Как к ним отнесутся правоохранительные органы — этот вопрос остаётся открытым.