Некоторое время назад банк ВТБ поделился результатами исследования, в котором выяснил самые популярные цели, на которые россияне берут кредиты.
На первом месте (четверть кредитов) оказались кредиты на ремонт квартиры, на втором месте — рефинансирование, а на третьем — приобретение бытовой техники.
Если говорить о приобретении бытовой техники или рефинансирования, то тут у меня вопросов не возникает.
Технику в кредит можно приобрести практически в любом магазине, и многие этим пользуются, и даже не представляют, что может быть иначе.
Популярность рефинансирования к концу 2022 г. объясняется тем, что весной ставки по кредитам были выше, и сейчас клиенты могут достаточно легко найти банк, который их перекредитует. Да и банки тоже рады таким клиентам — уж лучше перекредитовать клиента другого банка, чем выдать кредит кому-то, у кого не всё в порядке с кредитной историей.
А вот популярность «ремонта», в качестве цели кредитования, главный аналитик розничного бизнеса ВТБ Сергей Дырин объясняет так:
«Россияне чаще всего брали средства в российских банках для ремонта и обстановки жилья, что связано с высоким спросом на ипотеку, которая традиционно влечёт за собой обустройство приобретённой квартиры или дома».
То есть выдаётся так много ипотек, что люди кроме ипотеки спешат взять ещё и кредит на ремонт квартиры. Возможно, в этом есть какая-то доля истины.
Но на мой взгляд, причина популярности заключается немного в другом.
Когда клиент приходит в банк за кредитом, то ему практически всегда нужно указать в заявлении цель кредита.
И у многих с этим возникают проблемы. Не то, чтобы они сами не понимали, зачем им деньги, просто указать всё в маленьком поле не всегда можно.
Довольно часто запрашиваемая сумма берётся не на одну какую-то цель, а сразу на несколько.
Приходит такой клиент и в ответ на вопрос операциониста о цели кредита начинает перечислять: нужно что-то купить, оплатить учёбу ребёнку, заплатить за какие-то медицинские услуги, раздать долги… Всё это не вместить в небольшом поле, а про наличие каких-то долгов, вообще лучше не упоминать — откажут. Зато каждый операционист знает, что есть «универсальная цель», которую можно без всякого риска указывать в анкете, и это «ремонт квартиры».
Точно также происходит и с кредитами, которые берут на предпринимательские цели. Предприниматели, которым отказали в кредите на бизнес, часто обращаются за потребительским кредитом, и им тоже в качестве цели советую указать «ремонт».
Я с этим сталкивался в разных банках, и клиенты, которые регулярно пользуются кредитами, уже сами знают, что нужно указывать в анкетах.
Один знакомый предприниматель, который периодически закрывал кассовые разрывы с помощью потребительских кредитов, каждый раз посмеивался, что берёт кредит на «ремонт бизнеса».
Такая цель не зря стала универсальной. Во-первых, она отлично подходит к любой сумме кредита — ремонт в зависимости от объёма работ может потребовать как небольшой суммы, так и значительной. Во-вторых, она демонстрирует то, что человек уверенно стоит на ногах — он ремонтирует квартиру и не собирается никуда уезжать. Причём саму цель подтверждать не нужно — никто не придёт проверять, переклеил ли человек обои или поменял стеклопакеты.
Конечно, есть те, кто действительно берёт кредит для ремонта квартиры или дома, но уверен, что довольно значимая доля таких кредитов приходится на тех, кому деньги нужны на другие цели.