Мне очень нравится современная система получения посылок на почте — пришёл, назвал номер телефона, подтвердил кодом по SMS и забрал посылку. Не нужно заполнять извещений и даже паспорт с собой носить не обязательно.

Мой знакомый точно также получал отправления, но недавно его попросили предъявить паспорт, и… сфотографировали. Объяснили это обновлением системы получения посылок.

Посылку он получил, но через некоторое время ему стали поступать SMS-сообщения с «выгодными предложениями» от Почта Банка.

Клиентом банка он не является, сообщений от него не получал, и не понимал, почему банк отправляет рекламу.

Обратился в службу поддержки банка и выяснилось, что SMS-оповещения ему были подключены, потому что он сам с ними согласился на почте, когда ему оформили Единую простую электронную подпись или Единую ПЭП.

Простая электронной подпись — это электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или каким-то другим способом подтверждает факт формирования подписи.

ПЭП используется в банках для подтверждения операций или авторизации в онлайн-банк, а на Почте России — для подтверждения личности, при выдаче или отправке почтовых отправлений.

В банке объяснили, что Единая ПЭП — это инструмент взаимодействия клиента с банком и почтой, благодаря которому он может получать услуги и Почты России и Банка в объединённом приложении.

Новая Единая ПЭП должна будет обязательной и заменит существующий формы простой электронной подписи в банке и Почте Россия.

Действительно, летом сообщалось о том, что в приложении Почты России появятся услуги Почта-банка. Однако услуги банка в приложении недоступны, пока клиент не подпишет соглашение об использовании Единой ПЭП.

Переход на Единую ПЭП, судя по всему, будет добровольно-обязательным. Уверен, что сейчас и в банке, и в почтовых отделениях будут всеми возможными способами, без какого-то дополнительного объяснения, подключать клиентов к единым сервисам, одновременно с этим принимая согласие на самые неожиданные вещи.

Например, в ситуации, с которой столкнулся мой знакомый, ему подключили рекламную рассылку банка — т.е. он предоставил банку согласие на рассылку рекламы.

Поскольку его сфотографировали, то он предоставил согласие на сбор и обработку персональных данных, а также на сбор и обработку биометрических данных.

Кроме этого, он наверняка согласился с тем, что банк будет получать информацию из бюро кредитных историй и, скорее всего, с тем, что его данные будут переданы в сторонние организации — аутсорсинговые кол-центры.

Конечно, можно сказать, что он сам виноват — подписал всё, не вчитываясь. Однако, когда ты приходишь на почту и тебе говорят, что это нужно для получения посылки, и ты уже однажды подписывался под похожим документом, ты вряд ли будешь ждать, что в этот раз ты фактически становишься клиентом банка.

«Ну, хорошо, что хоть кредит не оформили» — сказал мой знакомый, после того как его заверили, что номер телефона исключён из рассылки рекламы.

Но самое «забавное» заключается в том, что если вы попробуете узнать что-то о Единой ПЭП в банке или в Почте России, то вы не сможете получить никакой информации.

Нигде не опубликованы условия, на которых предоставляется Единая ПЭП, нет образцов заявлений и документов, которые подписываются.

Единая ПЭП удобна и экономит время, но информация о ней на сайте банка не размещена.

На сайтах приведены старые условия, и в них нет никакого упоминания партнёрства. Т.е. на сайте Почты России не упоминаются услуги Почта Банка, а на сайте Почта Банка — нет никакого упоминания приложения Почты России, или возможности получать посылки без предъявления паспорта.

В службе поддержки банка мне сказали, что все необходимые документы будут предоставлены в момент подписания, но если их нет на сайте банка или Почты России, то наличие этих документов у сотрудников банковских или почтовых отделений вызывает сомнение.

Кроме того, меня смущает то, что Почта Банк получает огромное неконкурентное преимущество — ведь фактически теперь информация о каждом, кто решил воспользоваться возможностью получать почтовые отправления без паспорта, будет передаваться в банк.

Банк сможет рассылать им рекламу (уверен, что от рассылки откажется лишь малый процент), а для получения банковских услуг не нужно будет даже устанавливать отдельное приложения.