У одного моего знакомого возникла неприятная ситуация. У него была карта, которой он когда-то пользовался достаточно активно. Но чуть больше года назад он её потерял и заблокировал.

Всё собирался зайти в банк выпустить новую карту, но никак ноги не доходили. А когда он всё-таки дошёл, то выяснилось, что всё это время банк списывал комиссию за обслуживание карты — 100 рублей в месяц.

Получается, что за карту, которой у него не было, которой он при всём своём желании воспользоваться бы не смог, с него брали плату.

Несправедливо? Он тоже так считает.

К сожалению, с точки зрения банка всё не совсем так.

Почему банк взимает комиссию с заблокированной карты

Если посмотреть со стороны банка, то всё выглядит так:

  • Комиссия установлена тарифами и взимается в соответствии с ними.

В случае моего знакомого, комиссии не было при выполнении определённых условий (поддержании оборота по карте). Когда он картой перестал пользоваться, то условия перестали выполняться и комиссия начала взиматься.

  • Блокировка карты не приводит к закрытию карты и счёта.

Заблокированную карту можно разблокировать, счёт у карты можно использовать для переводов или даже для платежей, например, с помощью СБП.

  • Комиссия может взиматься не за обслуживание карты.

Кроме обслуживания карты, банк может брать плату за другие услуги. Например, за SMS-информирование (даже если самих сообщений вы не получаете) или за какие-то пакеты услуг.

Такая плата иногда может появиться внезапно. Например, в случае невыполнения каких-то условий или изменения тарифов.

  • Комиссия за неактивность

В некоторых банках комиссия за обслуживание счёта или карты взимается, если по счёту долго (полгода, год или больше) не было никаких операций. Фактически, это такая комиссия за неактивность. Комиссия будет взиматься, пока счёт не обнулится, а ещё через пару лет банк просто закроет счёт.

Можно ли вернуть комиссию, удержанную с заблокированной карты

Поскольку все такие списания производятся в соответствии с тарифами, а держатель карты с ними согласился, подписав договор, то скорее всего банк будет на это и указывать. Особенно, если обратиться к сотрудникам в отделении банка — в таких случаях они точно ничего не решают.

Тем не менее, стоит попробовать всё же её вернуть. Для этого надо составить претензию — часто это можно сделать, обратившись в службу поддержки банка по-телефону. Можно ещё пожаловаться в соцсетях банка, на портале банки.ру или сразу написать жалобу в ЦБ. В таком случае банки часто предпочитают пойти навстречу и возместить комиссию.

Но ещё лучше просто не допускать таких ситуаций. Если заблокировали карту — сразу решайте, что с ней делать дальше. Следите за изменениями тарифов и внимательно читайте SMS-сообщения от банка, чтобы не пропустить информацию о списании каких-то комиссий или изменении условий обслуживания карты.