После появления информации о санкциях, о возможном отключении российских банков от международной системы SWIFT, клиенты банков бросились снимать деньги и внезапно оказалось, что многие банкоматы пустые, да и в банках не всегда удавалось получать деньги.
К банкоматам, в которых ещё были деньги, выстраивались длинные очереди, а в кассах записывали клиентов, желающих получить деньги со счёта, с обещанием обслужить их на следующий день.
У многих в этой ситуации возникают вопросы о том, как это вообще возможно, и неужели банки не обязаны хранить столько наличных денег, чтобы хватило всем.
Со второго вопроса я и начну.
Понятие о минимальном лимите наличных в кассе действительно существует. Но это не какая-то фиксированная сумма, а по сути, это сумма, которую банк должен поддерживать в кассе, чтобы ему хватало для нормальной работы.
Можно сказать, что это такая средняя величина, причём разная не только для разных банков, но и для разных отделений одного банка.
Банк обязан рассчитать значение минимального остатка в кассе и сообщить в ЦБ. Каких-то стандартов и требований к значению минимального остатка не предъявляется. Банк рассчитывает его, исходя из среднедневных операций, и должен стремиться к тому, чтобы утром и вечером денег в кассе у него было не меньше этого значения.
И обычно так и получается: клиенты снимают деньги, вносят на счета, один вкладчик открыл вклад, другой закрыл, предприятие сняло деньги на зарплату сотрудникам, а другое внесло выручку — банк может неделями не обращаться в ЦБ за получением наличных.
Но рано или поздно происходит ситуация, когда привычный порядок нарушается, и денег в кассе становится или слишком много (тогда банк вносит «излишки» на свой корреспондентский счёт в ЦБ), или слишком мало.
Если сумма в кассе снижается ниже минимального остатка, то банк должен каким-то образом кассу пополнить.
Деньги можно привезти из другого отделения или же снять с корсчёта отделения в РКЦ (местном отделении ЦБ).
Процесс получения наличных из РКЦ нельзя назвать оперативным. Нужно отправить заявку на получение, выписать чек, отвезти его, и после этого по чеку выдаются деньги инкассаторам, которые привозят деньги в банк.
И всё это происходит не так быстро, как хотелось бы: заявку надо подавать заранее, деньги выдаются в строго отведённое время, а у инкассаторов своя очередь поездок, потому что они обслуживают много банков.
Конечно, у банков, у которых есть своя служба инкассации, все немного проще, но у них тоже полно работы.
Соответственно, в ситуациях, когда спрос на наличные в результате панических новостей увеличивается в разы, эта система начинает буксовать. Банки просто не успевают пополнять кассу — инкассаторы загружены, РКЦ по выходным не работает и т.п.
С банкоматами такая же история — их загружают инкассаторы. Кассеты для банкоматов загружают в кассе банка, и если в кассе нет денег, то надо дождаться, когда они там появятся, а потом передаются инкассаторам для загрузки.
Соответственно, когда выстраиваются очереди ко всем банкоматам, да ещё и во всех банках, то их просто не успевают загружать. Пока инкассаторы едут от одного банкомата к другому, первый успевают опустошить.
Самое главное — не поддаваться панике. Когда стоишь в очереди в банкомат, в котором прямо перед вами закончились деньги, кажется что всё пропало. Но это не так.
Позвоните в банк — вам могут подсказать, в каком банкомате ещё есть деньги. Или просто оставьте заявку на получение наличных. Когда их привезут в банк, для вас зарезервируют требуемую сумму.
Любопытная история произошла с клиентом одного банка, и самое интересное в ней то, что клиентом…
В большинстве случаев банк не взимает комиссию за входящие переводы. Тем не менее в некоторых…
«Вместе с зарплатной картой мне выдали кредитную. Я её не просил, но девушка в офисе,…
Прошло уже несколько лет с того, как было объявлено о планах по постепенной замене банкнот…
Пообщался с клиентом одного банка, который некоторое время назад решил спасаться от инфляции сбережениями в…
Bluetooth Low Energy (BLE) — это технология беспроводной связи, которая отличается низким энергопотреблением и предназначена…
This website uses cookies.