Недавно решил навести порядок с рекламными рассылками. Побороть все, конечно, невозможно. Но среди сообщений от непонятных адресатов, сообщающих о выигрышах или предлагающих устроиться на работу, есть ещё  несколько банков, которые регулярно отправляют мне сообщения с самыми разными предложениями.

Несмотря на то, что я являюсь клиентом этих банков, они не должны присылать мне что-либо подобное. Я точно знаю, что во всех этих банках я старательно отказывался от рекламных рассылок, звонков и прочих персонально подобранных предложений.

Как объясняли в банках игнорирование запрета

Чтобы это узнать, я позвонил в надоедливые банки. И везде спрашивал, почему мне присылают рекламу, от которой я отказался, и как её отключить.

Вот что мне сказали:

  • Банк ВТБ.

Когда я оформлял карту, мне распечатали «Единую форму согласия» с заранее проставленными галочками — согласен на всё. Когда я начал «исправлять» галочки — зачеркивая проставленные и отмечая «не согласен», мне распечатали документ в таком виде, который я согласился подписать.

Тем не менее, реклама стала приходиться почти сразу. Т.е. документ был проигнорирован.

Первое рекламное сообщение от ВТБ поступило мне ровно через дне недели после оформления карты.

Оператор кол-центра не смог пояснить, на основании чего присылают рекламу, но предложил отключить рекламу по телефонному обращению.

  • Почта банк

В этом банке у меня открыта карта  довольно давно. Приблизительно год назад мне предложили (по телефону) согласиться с новыми условиями на обработку персональных данных. Я отказался  — не могу же я соглашаться с тем, что не вижу. В итоге пришлось лично сходить в банк и ознакомиться с новым документом.

Аналогично мне предложили подписать документ с проставленными галочками, и, после небольшого спора, его дополнили ещё одним — заявлением на отказ от рассылок и звонков.

Действительно, некоторое время меня никто не беспокоил, но потом внезапно начались звонки, а SMS-сообщения приходят регулярно.

Кроме того, в этом банке очень раздражающий подход к отправке сообщений. Как только ты заходишь в мобильное приложение банка, то тебе тут же приходит сообщение «Вам предварительно одобрен кредит».

Вот такие сообщения я получаю почти после каждого входа в мобильное приложение Почта банка.

Оператор колл-центра сказал, что почему-то «могли остаться старые настройки», оформил претензионное сообщение (уж не знаю зачем, но спорить не стал) и пообещал отключить рекламную рассылку.

  • Уралсиб

Я давно перестал быть активным клиентом банка, заглядываю туда раз в год. Как раз в прошлом году я отдельно писал заявление, чтобы банк почём зря не заглядывал в мою кредитную историю (у меня  нет кредитов) и исключил меня из рекламной рассылки.

Судя по отчётам БКИ, в кредитную историю банк не заглядывает, но вот рекламные сообщения продолжает присылать.

В колл-центре отключили рекламные рассылки по телефонному обращению, но, так же как и в других банках, не смогли объяснить, почему продолжают отправлять сообщения.

  • Другие банки

Когда начинал звонить, думал список банов будет больше. Но понял, что остальные банки уже перестали меня донимать.

Где-то, действительно, оказалось достаточно заявления, написанного при очередном посещении банка, где-то я в ответ на рекламный звонок попросил меня больше не беспокоить — и это сработало.

Почему всё это не подействовало на три вышеперечисленных банка…

Почему банки надоедают рекламой, несмотря на запрет

Стопроцентного ответа у меня нет. Как я уже сказал, в службах поддержки банка предпочли не отвечать на этот вопрос.

Сразу скажу, что вариант преднамеренной забывчивости я не рассматриваю. Мне сложно представить, что при разработки системы в ТЗ включаются пункты «игнорировать требования клиента и рассылать ему рекламу».

Других вариантов, как мне кажется, немного:

  • Плохая техническая организованность при передаче данных клиентов из автоматизированной банковской системы (АБС) в колл-центр. Т.е. в АБС стоит галочка «не согласен с рекламой», а в список для обзвона клиент всё равно попал.
  • Игнорирование «галочек» со стороны сотрудников офисов, принимавших заявление. Получив заявление в котором галочек «согласен» нет, сотрудник почему-то забыл сделать такую же отметку в анкете клиента.
  • Возможно при оформлении каких-то продуктов (в т.ч. онлайн) уже после подачи заявления, где-то снова спрашивалось разрешение на рекламные звонки и рассылки, которое я не заметил.

К сожалению, все эти варианты говорят ещё и о том, что могли быть проигнорированы и другие запреты — на запросы в БКИ, на передачу персональных данных третьим лицам и на сбор биометрии.

Узнать об этом не так просто, как в случае с рекламой. Единственное что можно сделать — отправиться в банк и написать заявление на «отказ от всего», но гарантий, что история не повторится — нет.