Раньше на вопрос «Как чаще всего воруют деньги с банковских карт» я всегда уверенно отвечал — чаще всего воруют дети, близкие друзья и коллеги по работе:
Но с развитием современных технологий ситуация меняется. Не думаю, что риск потери денег «с помощью» друзей и знакомых стал ниже (особенно, учитывая, что для бесконтактной оплаты на небольшие суммы даже не нужно знать пин-кода), просто на фоне огромного числа мошеннических операций такие операции занимают лишь малую долю.
В соответствии с законом о Национальной платежной системе банки и прочие операторы по переводу денежных средств обязаны ежеквартально отчитываться о выявленных событиях, связанных с нарушениями защиты информации при осуществлении переводов.
Недавно ЦБ опубликовал данные по «операциям без согласия клиента» за 2020 г. Больше всего пострадали частные клиенты банков — было 770 тыс. случаев, на общую сумму 8,75 млрд рублей.
Тут нам больше интересно не количество или сумма операций, а доли тех или иных операций.
Как видно, наибольший риск потерять деньги связан с операциями по оплате услуг с помощью реквизитов банковской карты.
При этом примечательно, что операции с переводами через онлайн-банки или мобильное приложение приводят к более значимым потерям.
Но самое примечательное, что в большинстве случаев деньги с карт не воруют, а отдают их сами — доли социальной инженерии, т.е. когда мошенники убеждают клиентов передать им реквизиты карты (61,5%) или самостоятельно перевести деньги с помощью мобильного приложения (80%) очень высоки.
Получается, что сейчас деньги с карт не воруют, а люди… отдают их сами.
В отчёте ЦБ сказано, что злоумышленники пользуются базами данных, содержащими персональные данные клиентов. Чаще всего звонки осуществляются от имени сотрудника банка.
При этом используются «легенды»:
Увы, перечень возможных схем хищения, этим не исчерпывается.
Доля операций без согласия клиента от всех операции, составила 0,00117%. Это меньше, чем целевой показатель, установленный Банком России (0,005%) — т.е. можно сказать, что в целом всё не так плохо.
Но за этими незначительными процентами скрываются значительные потери обычных клиентов банков.
Если вернуться к таблице, то видно, что банки возвращают лишь часть потерянных средств. Больше всего — по операциям с оплатой услуг в интернете. Это связано с тем, что тут действуют механизмы, предусматривающие возврат платежей, если товар или услуга не были получены (chargeback), а в некоторых случаях ответственность за мошенническую операцию перекладывается на банк получателя платежа.
В остальных ситуациях риск переходит на клиента, в т.ч. из-за того, что его непосредственные действия приводят к потере средств — он или сам сообщает мошенникам коды, поступающие по SMS, или их указке производит какие-то действия.
Сейчас ЦБ работает над законопроектом, позволяющим автоматически блокировать сумму на счёте мошенника, сразу после обращения пострадавшего.
Это, безусловно, повысит долю возмещённого ущерба, но не сведёт к её минимуму. Единственный способ — не поддаваться на уловки мошенников.
Любопытная история произошла с клиентом одного банка, и самое интересное в ней то, что клиентом…
В большинстве случаев банк не взимает комиссию за входящие переводы. Тем не менее в некоторых…
«Вместе с зарплатной картой мне выдали кредитную. Я её не просил, но девушка в офисе,…
Прошло уже несколько лет с того, как было объявлено о планах по постепенной замене банкнот…
Пообщался с клиентом одного банка, который некоторое время назад решил спасаться от инфляции сбережениями в…
Bluetooth Low Energy (BLE) — это технология беспроводной связи, которая отличается низким энергопотреблением и предназначена…
This website uses cookies.