Сбербанк отчитался об успехах сервиса «Оплата улыбкой» — за первый квартал 2024 г. было совершено 1,3 млн операций по оплате товаров или услуг с помощью биометрии.
При этом банк раскрывает и данные, где чаще всего производится оплата таким способом:
- 52,8% операций совершено в продуктовых супермаркетах;
- 9,9% операций — кафе, рестораны и прочий общепит;
- 9% — магазины электроники и товары для дома.
Больше всего услугой пользуются в Москве, Санкт-Петербурге, а также южных регионах. К сожалению, более точные данные в публикации не предоставлены.
Первая мысль, которая у меня возникла, когда я читал эти данные — «Надо же, кто-то пользуется биометрической оплатой».
Да и в целом, на первый взгляд, всё выглядит довольно вдохновляюще, учитывая, что сервис «Оплата улыбкой» эквайринг банк начал активно развивать лишь в прошлом году, когда начал установку в торгово-сервисных предприятиях специальных биометрических терминалов.
В банке объясняют это удобством и безопасностью:
«Основное преимущество сервиса — удобство в использовании и безопасность применения. Личность украсть нельзя, поэтому платить улыбкой надёжно. По бумажной фотографии, фото в телефоне или в маске оплатить не получится».
Однако, я не уверен, что такой опыт будет популярным настолько, что вытеснит обычные расчёты с помощью банковских карт.
В публикации не приводится количество реальных пользователей сервиса, тех, кто регулярно совершает оплату с помощью биометрии.
Можно попытаться лишь приблизительно оценить их количество. Если за три месяца совершается 1,3 млн операций в квартал, то в среднем за 1 день осуществляется порядка 14,5 тыс. операций. Понятно, что кто-то совершает покупки с помощью биометрии часто, кто-то реже, ко-то попробовал один раз и забыл… Предположу, что общее число клиентов, которые подключили данную услугу, вряд ли достигает 100 тысяч человек.
Всего у банка, согласно последнему опубликованному отчёту, 108,8 млн клиентов — физических лиц, из которых 43,3 млн клиентов можно считать активными — они ежедневно пользуются Сбербанк Онлайн.
На этом фоне 14,5 тыс. ежедневных платежей с помощью «Оплаты улыбкой» — это очень мало. И, честно говоря, я не думаю, что этот сервис станет популярным.
Во-первых, это услуга одного банка. Клиенты других банков «оплатить улыбкой» в терминалах Сбера не смогут, даже если очень захотят.
Кроме того, даже клиентам Сбербанка всё равно придётся носить с собой карту, на случай, если в магазине им попадётся терминал другого банка, который не поддерживает биометрию.
Но главное, недоверие в обществе ко всему, что связано с использованием биометрических данных, перебороть будет очень непросто.