Иногда я захожу на сервисы, где клиенты банков оставляют отзывы. Жалоб довольно много, и они много могут сказать о работе тех или иных банков.
Мне стало интересно изучить жалобы, которые клиенты оставляли в новогодние каникулы. Дело в том, что это дни, когда банки работают в «расслабленном режиме» — в основном работают автоматические сервисы, а сотрудники, по крайней мере большинство из них, наслаждаются отдыхом.
Первое, что бросается в глаза — очень мало жалоб на операции, связанные с кредитованием и вкладами. Думаю, это связано с тем, что онлайн-операции достаточно обкатаны и технических проблем с ними не возникает, а сотрудники, которые могли ошибиться и вызвать недовольство клиентов, в эти дни не работают.
Но зато довольно много проблем другого рода.
Проблемы с прохождением переводов
Довольно много жалоб связано с тем, что переводы, отправленные в дни новогодних каникул и непосредственно перед ними, оказывались не такими моментальными, как ожидалось.
Кому-то из клиентов приходилось ждать несколько часов, хотя деньги переводились между своими картами, кто-то не получил перевод до окончания каникул.
Больше всего жалоб было на переводы по Системе быстрых платежей (СБП). Это не говорит об ущербности этих переводов, а скорее наоборот, об их популярности. Чем больше пользователей, тем заметнее проблемы.
Естественно, рано или поздно все такие проблемы решатся. Но, чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно помнить и учитывать, что все моментальные переводы не являются безусловно моментальными. Если клиент банка обратится с жалобой, то получит в ответ указание на документ, где будет сказано, что такие переводы осуществляются в течение определённого количества (обычно трёх) рабочих дней. А поскольку новогодние каникулы — это дни нерабочие, то и задержка перевода формально нарушением не является.
Неправильно рассчитанные бонусы и кешбэк
Вообще жалоб на неверно рассчитанный кешбэк всегда довольно много. Но в новогодние каникулы их стало ещё больше.
Вероятно, это связано с тем, что в новогодние дни совершается больше покупок, а значит клиенты банков рассчитывают воспользоваться начисленными баллами или получить их за новые покупки.
К сожалению, здесь владелец банковской карты никак не может избежать возможной проблемы, и остаётся только жаловаться в банк и требовать перерасчёта бонусов. И, лучше не пренебрегать жалобами на сайтах отзыва — в таких ситуациях они эффективнее обращения непосредственно в банк.
«Замороженные» суммы на карте
Есть ещё одна категория жалоб, которая тоже связана с покупками — это замороженные на карте суммы. Стандартная ситуация — человек пытается оплатить покупку, она не проходит по каким-то причинам, но по карте операция отмечена как совершённая и деньги больше недоступны.
Если на счёте недостаточно денег для совершения другой покупки, то повторить операцию не удаётся.
Вообще, это условно нормальная ситуация при платежах с помощью банковской карты. Происходят такие ситуации из-за особенностей осуществления расчётов — платёж осуществляется в несколько этапов. Сначала сумма блокируется на карте, а списывается со счёта только после подтверждения. Если операция прервана, то деньги могут быть заблокированы на время, пока банк ждёт подтверждения.
Естественно, чем больше платежей, тем больше вероятность того, что произойдёт сбой. Поэтому и жалоб таких довольно много.
Решить ситуацию просто — нужно либо подождать (обычно блокировка снимается через сутки, правда, этот срок в разных банках может быть разным), либо позвонить обратиться в службу поддержки банка — тогда заблокированную сумму могут «разморозить» сразу.
Неожиданные «небанковские» проблемы
Выше я старался не упоминать никаких названий, потому что с подобными проблемами могут столкнуться клиенты любых банков. Но сейчас придётся сделать исключение.
Дело в том, что среди жалоб на банки появилось довольно много претензий маркетплейсу «Мегамаркет» Сбера. Чаще всего жалуются на то, что, приняв заказ, маркетплейс через какое-то время его отменяет в одностороннем порядке.
Наверное, эти жалобы не совсем по адресу, но, судя по всему, не добившись адекватного ответа от поддержки маркетплейса, клиенты начали жаловаться «выше» — на банк.
Хотя, тут есть и «банковский» нюанс. В некоторых случаях, когда товар приобретался за счёт заёмных средств, после отмены покупки, кредит не был отменён и клиенту продолжали начисляться проценты.
Посоветовать клиенту тут вряд ли что-то можно. Думаю, вопрос с кредитом всё же получится решить через банк. А вот отменённые заказы придётся повторить заново. И, возможно, уже где-то в другом месте.