Кредиты и займы

Вместо ставки — процент кешбэка. Как банки обошли новые требования закона о рекламе кредитов

С 21 января изменились правила, по которым коммерческие банки рассчитывают полную стоимость кредита.

Изменения закреплены в законе «О потребительском кредите», и главное здесь следующее:

  • Банк при выдаче кредита должен рассчитывать полную стоимость кредита (ПСК), исходя из всех дополнительных платежей (за страховку, подписочные сервисы и прочие дополнительные услуги).
  • В рекламе запрещено указывать минимальную ставку (например, «от 5%»). Если банк указывает такую ставку, то рядом с ней, тем же шрифтом, он должен указывать и диапазон значений ПСК — минимум и максимум. В случае кредитных карт должны отражаться ставки и в случае безналичных расчётов, и в случае получения наличных.

Эти изменения не влияют на реальную стоимость кредита, а просто позволяют клиенту лучше понимать, на что он соглашается.

Меня тут заинтересовало требование, связанные с рекламой, и я решил посмотреть, как банки будут озвучивать ставку в новых условиях.

Я заглянул на сайт ряда крупных банков и могу сказать, что банки смогли выкрутиться из этой ситуации:

  • Банки перестали указывать ставки по кредитам и кредитным картам.

Ставки можно увидеть уже в момент подачи заявки, а до этого они не упоминаются, словно их нет.

  • В описании кредитных карт в качестве основного преимущества стали указывать на другие характеристики продукта.
Предложения на сайте банка ВТБ. Ставки по кредитным продуктам не указаны.

Например, там, где раньше выводилось значение процентной ставки, теперь может выводиться процент кешбэка, который будет платить банк при выполнении определённых условий.

В некоторых банках стали писать «без %» или «бесплатно», подразумевая, что в течение льготного периода начисление процентов на задолженность не производится.

В итоге получилось, что благие намерения ЦБ, направленные на улучшение информирования потенциальных заёмщиков, привели прямо к противоположному.

Долгие годы ставки «от» были одним из главных способов привлекать в банк новых клиентов. Напишет банк на буклете «от 10%», и лишь после того, как клиенту одобрят заявку, станет известна реальная ставка, которая может быть в несколько раз выше. А сейчас клиенту будут предлагать сделать выбор в пользу конкретного кредитного продукта, опираясь не на ставку и полную стоимость кредита, а на какие-то менее значимые показатели.

Но не всё так плохо. Если вы отправитесь на какой-нибудь маркетплейс и посмотрите список предложений, то ставки уже будут указаны.

Предложения по кредитам на финансовом маркетплейсе banki.ru

Здесь уже указаны и диапазоны процентных ставок, а также ПСК. Выбирать в таких условиях будет проще, чем когда указывалась только лишь минимальная ставка (на которую, как и прежде рассчитывать не стоит).

Игорь

Новые статьи

ЦБ сделал сервис жалоб на банки — зачем нужна ещё одна форма для жалоб?

На сайте Банка России появилась новая форма — теперь любой человек может сообщить о возможных…

17 часов назад

Как правильно закрыть накопительный счёт и не потерять проценты

Прежде чем снимать деньги с накопительного счёта, нужно изучить условия, потому что в некоторых случаях…

3 дня назад

Почему «безналичная» Швеция решила защитить наличные

Казалось, что Швеция вот-вот станет первым государством, полностью отказавшимся от наличных. Но произошло неожиданное: недавно…

6 дней назад

Сколько можно открыть банковских карт и нужно ли ограничивать это количество

С осени 2025 года в России планируют ввести ограничение на количество банковских карт — не…

1 неделя назад

Цифровая валюта Дании „E-Kroner“. Почему от неё отказались

Центральные банки всего мира активно изучают возможность внедрения цифровых валют центральных банков (CBDC). Где-то даже…

2 недели назад

Безопасно ли входить на сайт с помощью сервисов банковской авторизации

Уверен, вы обращали внимание, что сейчас на каждом более-менее серьёзном сайте предлагают авторизоваться с помощью…

2 недели назад

This website uses cookies.