Кредиты и займы

Вместо ставки — процент кешбэка. Как банки обошли новые требования закона о рекламе кредитов

С 21 января изменились правила, по которым коммерческие банки рассчитывают полную стоимость кредита.

Изменения закреплены в законе «О потребительском кредите», и главное здесь следующее:

  • Банк при выдаче кредита должен рассчитывать полную стоимость кредита (ПСК), исходя из всех дополнительных платежей (за страховку, подписочные сервисы и прочие дополнительные услуги).
  • В рекламе запрещено указывать минимальную ставку (например, «от 5%»). Если банк указывает такую ставку, то рядом с ней, тем же шрифтом, он должен указывать и диапазон значений ПСК — минимум и максимум. В случае кредитных карт должны отражаться ставки и в случае безналичных расчётов, и в случае получения наличных.

Эти изменения не влияют на реальную стоимость кредита, а просто позволяют клиенту лучше понимать, на что он соглашается.

Меня тут заинтересовало требование, связанные с рекламой, и я решил посмотреть, как банки будут озвучивать ставку в новых условиях.

Я заглянул на сайт ряда крупных банков и могу сказать, что банки смогли выкрутиться из этой ситуации:

  • Банки перестали указывать ставки по кредитам и кредитным картам.

Ставки можно увидеть уже в момент подачи заявки, а до этого они не упоминаются, словно их нет.

  • В описании кредитных карт в качестве основного преимущества стали указывать на другие характеристики продукта.
Предложения на сайте банка ВТБ. Ставки по кредитным продуктам не указаны.

Например, там, где раньше выводилось значение процентной ставки, теперь может выводиться процент кешбэка, который будет платить банк при выполнении определённых условий.

В некоторых банках стали писать «без %» или «бесплатно», подразумевая, что в течение льготного периода начисление процентов на задолженность не производится.

В итоге получилось, что благие намерения ЦБ, направленные на улучшение информирования потенциальных заёмщиков, привели прямо к противоположному.

Долгие годы ставки «от» были одним из главных способов привлекать в банк новых клиентов. Напишет банк на буклете «от 10%», и лишь после того, как клиенту одобрят заявку, станет известна реальная ставка, которая может быть в несколько раз выше. А сейчас клиенту будут предлагать сделать выбор в пользу конкретного кредитного продукта, опираясь не на ставку и полную стоимость кредита, а на какие-то менее значимые показатели.

Но не всё так плохо. Если вы отправитесь на какой-нибудь маркетплейс и посмотрите список предложений, то ставки уже будут указаны.

Предложения по кредитам на финансовом маркетплейсе banki.ru

Здесь уже указаны и диапазоны процентных ставок, а также ПСК. Выбирать в таких условиях будет проще, чем когда указывалась только лишь минимальная ставка (на которую, как и прежде рассчитывать не стоит).

Игорь

Новые статьи

В Ассоциации банков объяснили, чем цифровой рубль может быть выгоден гражданам

Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков опубликовал статью, в которой развеял основной миф о цифровом…

2 дня назад

Почему клиенты банков не платят по кредитам — что открыло исследование Сбера

По данным Сбера, в тройку главных причин просрочек по кредитам вошли: задержка зарплаты — 34%,…

3 дня назад

Что такое «ключевой вклад» — на что обращать внимание, если решили его открыть

Некоторое время назад (примерно, когда появилось ожидание того, что ЦБ начнёт перейдёт к планомерному снижению…

5 дней назад

Обещали защиту от спама, а вышло не очень — почему не работает маркировка звонков

Одно из многообещающих нововведений начала этого месяца — то, что с 1 сентября в операторы…

1 неделя назад

Клиенты банков массово идут в МФО за „доступными” займами — спасение или долговая ловушка?

В Банке России рассказали о том, что в втором квартале 2025 года микрофинансовые организации (МФО)…

1 неделя назад

Как внедрение цифрового рубля повлияет на банковские вклады

Уже пару дней СМИ, ссылаясь на экспертов, разносят новость о том, что внедрение цифрового рубля…

2 недели назад

This website uses cookies.