Когда открываешь вклад в любом отделении банка и вносишь деньги наличными, то получаешь на руки бумажные документы — договор банковского вклада, а также приходный кассовый ордер с отметкой кассира о том, что деньги приняты.
Причём так происходит не всегда — иногда вместо привычного договора вклада получаешь какой-то документ, с названием «Заявление об открытии вклада» или что-то ещё в этом роде. А когда открываешь вклад онлайн — через интернет-банк или мобильное приложение банка, то вообще никаких бумажных документов не получаешь.
Что же делать, если вдруг потребуется подтвердить, что у тебя есть счёт в банке, на который внесены деньги.
Зачем нужно подтверждение открытие вклада
Пожалуй, первое что приходит в голову — это случаи, связанные с действиями недобросовестных сотрудников банков. Такие случаи происходят редко, но сказать, что такого риска нет вообще, нельзя. Соответственно, при обращении в правоохранительные органы или суд, наличие подтверждения не помешает.
Можно вспомнить про «вклады в тетрадке» или «забалансовые вклады» — когда банк или его сотрудники имитируют приём вкладов, а по факту деньги либо присваивают, либо направляют на какие-то непонятные цели. Но в случае оформления вкладов онлайн, всё гораздо лучше — риска, что вклад, открываемый через приложения, попадёт куда-то не туда, нет.
Теоретически существует вероятность того, что при отзыве лицензии банка, в АСВ будут переданы неточные данные об остатках на счетах, и тогда тоже не помешает лишнее подтверждение того, какие средства были на счёте.
Как убедиться, что банк отрыл счёт, и получить подтверждение внесения денег
Вы можете попытаться подтвердить следующие операции:
- Открытие счёта и заключение договора.
В первую очередь нужно понимать, что даже если вы оформляли вклад онлайн, то существует какой-то первичный документ, на основании которого вас обслужили первый раз — открыли счёт или банковскую карту, а также предоставили доступ к онлайн-банку. Эти документы нужно обязательно сохранить.
Когда банк открывает счёт, вам выдаётся ваш экземпляр договора. Даже если вы оформляли счёт в мобильном приложении, то текст договора, заявления, тарифов и т.п. скорее всего находится где-то в разделе информации по счёту. При открытии счёта онлайн, документы подписываются простой электронной подписью (ПЭП), и информация об этом будет отражена в тексте (это может быть какой-то цифровой код). Можно сохранить эти документы.
При открытии счёта банки передают информацию в налоговую. Поэтому для надёжности можно убедиться, что информация об этом счёте появилась в личном кабинете налогоплательщика.
- Поступление денег на счёт.
Убедиться в наличии счёта мало, гораздо важнее подтвердить, что вы внесли на него деньги. Это подтверждается, во-первых, первичными документами, на основании которых было совершено пополнение счёта (например, чек в банкомате, приходный кассовый ордер, платёжное поручение и т.п.).
Правда, насколько я понимаю, квитанция из мобильного является подтверждением операции лишь в отношениях клиента и банка.
Как правило, в такой квитанции указаны минимальные сведения, не всегда даже понятно, на какой счёт или карту зачислены деньги, нет реквизитов отправителя и т.п. Поэтому нет уверенности, что такой документ будет принят, допустим, АСВ или судом.
Поэтому, если хочется получить «настоящее подтверждение», то придётся пройти в банк и попросить копию документа из банка.
- Остаток средств на счёте.
В любой момент времени можно запросить выписку. Формально, выписка из онлайн-банка ничем не отличается от выписки, которую предоставят вам в банке. На бумажной выписке, распечатанной операционистом, не будет ни подписи, ни штампа, ни печати.
«Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации» — говорится в Положении 809-П Банка России «О плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения».
Тем не менее, банки часто идут на встречу клиентам, и готовы заверить выписку печатью банка с подписью ответственного сотрудника. Правда, можно столкнуться с ситуацией, когда вместо такой выписки клиенту предлагают оформить справку с печатью… за дополнительную плату.
Когда и как часто нужно оформлять подтверждающие документы
Думаю, ответ на этот вопрос, лежит в области вашего личного доверия к банкам и современным технологиям. У меня были клиенты, которые не реже раза в месяц приходили в банк и требовали выписки, даже если никаких операций по счетам не было.
На мой взгляд, в этом нет особого смысла. Я считаю, что сам факт пользования онлайн-банком уже даёт вам достаточный контроль за средствами, находящимися на вкладе. И в обычной ситуации бегать в банк за копиями банковских ордеров или платёжных поручений, а также за выписками, смысла нет.
Однако, если вы заметили какие-то признаки, которые могут говорить о проблемах в банке (задержки с возвратом вкладов, какие-то слухи в прессе и т.п.), то сделать выписку с остатками не помешает. На всякий случай.