В конце прошлого года произошла долгожданная сделка, и право собственности на акции банка «Открытие» перешло от ЦБ к ВТБ.
Уже объявлено, что процесс интеграции «Открытия» в ВТБ должен занять не меньше года, также известно, что после завершения интеграции ВТБ должен будет «сдать» лицензию «Открытия».
Это означает, что вариант, когда будет существовать одновременно два банка, принадлежащих одному собственнику, не рассматривается. «Открытие» полностью вливается в ВТБ, его отделения станут отделениями ВТБ, а сотрудники и клиенты, соответственно сотрудниками и клиентами банка ВТБ. О том, как это повлияет на последних, я хочу поговорить.
Как интеграция банка «Открытие» может затронуть клиентов
В первую очередь ещё раз подчеркну, что процессе объединения планируют растянуть как минимум на год, а значит все изменения будут происходить постепенно.
Тем не менее, можно ждать, что нововведения будут уже в ближайшее время, а не только после того, как банк официально сменит название.
- Унификация продуктовой линейки и тарифов.
В двух разных банках действуют разные вклады, кредиты, карты со своими продуктами. Поэтому постепенно начнут вводиться тарифы, которые будут постепенно приближаться к тем, что действуют в ВТБ.
Кстати, возможен и обратный процесс. Если менеджеры ВТБ сочтут какие-то решения из «Открытия» интересными, то могут их распространить на весь банк.
Но основные изменения коснутся, конечно, клиентов «Открытия». Может измениться стоимость каких-то услуг, какие-то продукты могут закрыть, вместо них появятся новые с новыми условиями.
- Продление вкладов и банковских карт.
Вклады, которые предусматривают пролонгацию — продление, могут быть переоформлены по окончании срока, только если такой вклад на этот момент предусмотрен тарифами банка.
Это значит, что если вклада нет, то он будет переведён на условия счёта «до востребования» с минимальными процентами.
С банковскими картами похожий принцип — скорее всего они доработают до конца срока, а потом банк предложит перевыпустить новую карту, на новых условиях.
- Что будет с кредитами и кредитными картами.
Сами кредиты никуда не денутся, условия договора не изменятся — графики платежей сохранятся и нужно будет платить, как раньше.
С кредитными картами ситуация немного другая. В идеале, они должны работать как минимум до окончания срока действия. Но банк может решить и иначе — обнулить лимиты, и тогда после погашения кредитка превратится в обычную дебетовую карту.
- Переезда на новую систему онлайн-банка.
Клиенты «Открытия», которые когда-то были клиентами Бинбанка, помнят, как некоторое время работали одновременно две версии онлайн-банка. Скорее всего нечто подобное произойдёт и сейчас.
Пользователям мобильного приложения и онлайн-банка будет предложено перерегистрироваться в системах дистанционного обслуживания ВТБ.
- Закрытие отделений.
Если в городе есть отделения ВТБ и «Открытия», то может быть решено закрыть «лишние» отделения. Причём, не обязательно это будут офисы «Открытия» — оставят то, которое более перспективно, исходя из текущей клиентской базы, эффективности и места расположения.
Клиентов закрытых отделений переведут на обслуживание в оставшиеся.
- Технические проблемы и организационные нестыковки.
Банк, конечно, постарается, чтобы клиенты не столкнулись с неприятными ситуациями, но всего не предусмотреть. К этому стоит отнестись с пониманием, главное, чтобы банк оперативно решал возникшие проблемы.
- Рекламные звонки и рассылки из банка.
Я несколько раз оказывался в ситуации, когда банк, в котором я работал, или был клиентом, менял собственника, и каждый раз это сопровождалось тем, что новый банк начинал звонить по клиентской базе.
База клиентов попадает в новый банк и, как правило, при этом никто не смотрит, что в старом банке у клиента стоял отказ от рекламных звонков и рассылок. Приходится снова объяснять, что тебе это не нужно.
- Изменение реквизитов.
Поскольку полная интеграция должна завершиться не раньше, чем через год, то и смена реквизитов должна случиться лишь после этого — изменится наименование банка, БИК, корсчёт, будут пересчитаны номера счетов.
Все подобные изменения будут происходить постепенно — банки стараются, чтобы всё прошло максимально безболезненно для клиентов. Обо всём будут оповещать заранее, поэтому не помешает периодически заглядывать на сайт банка.