Сбербанк сообщил, что более 1200 студентов прошли стажировку в банке в прошлом году — заметил телеграм-канал банковских новостей «Банки говорят».

Не знаю, насколько это большое число в масштабах отрасли, но нужно сказать, что в банках достаточно доброжелательно относятся к студентам, и с радостью готовы принять их на стажировку или для прохождения производственной практики.

Правда, насколько это полезно студентам — вопрос спорный. Дело в том, что практикантов очень часто рассматривают как бесплатную рабочую силу, на которую можно свалить самую нелюбимую работу, не предполагающую ответственности.

Чтобы было понятно, почему это происходит, перескажу историю, которая произошла в одном из филиалов банка, где я работал.

Студента, проходящего практику в отделе обслуживания юридических лиц, привлекли к тому, чтобы он вводил в систему платёжные поручения юридических лиц, которые приносились клиентами на бумажных носителях. Тогда ещё клиентом-банком пользовались далеко не все, а практики сканировать платёжки ещё не было, поэтому такая работа была достаточно утомительной. Но и ответственной — нужно было не напутать в реквизитах и суммах.

Поэтому студент платёжные поручения только вводил, а прикреплённый сотрудник потом их проверял, исправлял ошибки, и подтверждал.

Всё шло нормально, но вечером случилось страшное — почему-то из системы пропало множество документов, созданных другими сотрудниками. Никто не мог понять, что происходит.

На уши поставили всех, в первую очередь айтишников.

Когда проблема была обнаружена, выяснилось две вещи.

Во-первых, практикант — очень стеснительный и нерешительный. Настолько, что когда обнаружил, что кроме тех документов, которые вводил он, в системе есть ещё какие-то документы неизвестного происхождения, он не стал никого звать на помощь и задавать вопросы, а начал их удалять.

Во-вторых, куратор практиканта пустил его в систему под своим паролем, а не под специально созданной учётной записью, и студент в итоге видел не только свои документы, но и документы других специалистов.

Естественно, документы были восстановлены, ни один клиент не пострадал, если не считать задержки в отправке денег. А что случилось с практикантом и его куратором, история умалчивает.

Это случай — скорее из разряда исключений. Обычно студентам не доверяют ничего ответственного, а просят делать что-то менее «опасное».

Например, привлекают к сшиву документов, оформлению стендов, раздаче буклетов, консультации клиентов по простым вопросам, помощи с системой электронной очереди. В итоге, каких-то особых знаний, квалификации или навыков они не получают.

Тем не менее, для студентов, которые планируют в будущем работать в банке, смысл идти туда на практику есть.

Гораздо проще будет устроиться на работу, если проходил здесь практику. Защитил диплом, а потом сразу вернулся в банк, но уже полноценным сотрудником.