C 1 октября в России введено новое требование для банков, которое направлено на защиту интересов клиентов.
Теперь каждый клиент может потребовать от банка наложить на себя запрет определённых операций:
- Оформление кредитов онлайн (т.е. через интернет и мобильные приложения).
- Установить максимальный лимит суммы онлайн-операций.
- Установить суточный, недельный, месячный и т.д. лимит на расходы.
- Отказаться от всех видов банковских услуг онлайн.
Идея хорошая, но у этого нововведения есть один большой недостаток — нельзя управлять этими лимитами где-то в одном месте (например, на сайте госуслуг), ограничения нужно «настраивать» в каждом конкретном банке.
Но даже в таком виде запреты могут быть полезны. Часто мошенники вынуждают человека оформить кредит, а потом перечислить им деньги. Такой запрет на онлайн кредиты усложнит действие и больше вероятности, что «жертва» осознает, что происходит что-то не то, до того, как потеряет деньги.
Поэтому я решил проверить, что нужно, чтобы установить такой запрет на операции в популярных банках. Ответ искал в приложениях банков — там должна быть соответствующая настройка, и если не находил — звонил или писал в службу поддержки банка.
Как разные банки (не)выполняют указание ЦБ
- Сбербанк
Самый народный банк страны — сюда я позвонил первым, когда не нашёл в настройках приложения соответствующего пункта.
Ответ банка сначала меня озадачил: «Кредит выдаётся не через интернет, а через личный кабинет» — так мне попытались объяснить то, почему соответствующей функции нет.
Когда я обратил внимание, что Сбербанк Онлайн — это всё-таки средство дистанционного банковского обслуживания, то получил более понятный ответ: «На данный момент таких изменений нет».
- ВТБ
В банке ВТБ меня удивили — предложили написать заявление об отзыве персональных данных.
Как утверждает оператор, таким образом отключается возможность оформить какие-то услуги онлайн, а действующих услуг банка это не коснётся.
Написать такое заявление можно только в банке. Если потребуется потом его отменить (т.е. если вам нужны будут услуги онлайн, то нужно будет снова идти в банк и писать заявление.
Сама формулировка — «отзыв персональных данных» на мой взгляд звучит очень странно, и выглядит как попытка подобрать готовую форму заявления под мой вопрос.
- Альфа-банк
Похоже, это единственный банк, в котором сотрудники что-то слышали об указании ЦБ. По крайней мере оператор уточнила у меня, идёт ли речь о запрете в целях безопасности, а потом предложила прийти в банк лично и написать заявление.
Подать заявление онлайн или через приложение нельзя, что на мой взгляд неприемлемо, поскольку банк использует удалённые каналы для привлечения новых клиентов.
Например, я когда-то оформил карту банка в городе, где нет отделений Альфа-банка, и для того, чтобы подать такое заявление, мне нужно ехать в другой город.
- Открытие
Ответа оператора пришлось ждать минут пятнадцать — даже зацикленная мелодия перестала играть
Спросили номер указания (это указание 6071-У от 18 февраля 2022 г.), а потом составили обращение, обещали дать какой-то ответ через два дня.
Посмотрим, какой будет ответ. Надеюсь, в результате банк просто добавит соответствующую настройку в своё мобильное приложение.
- Тинькофф
Ответ простой — в банке такой возможности не предусмотрено, потому что банк «тщательно» проверяет все заявки.
Естественно, в указании ЦБ нет определения критериев заявок.
- Почта-банк
В Почта-банке предложили зайти позже.
- Совкомбанк
По телефону такой вопрос задать не удалось, поэтому пришлось писать в соцсетях. Где сразу попытались увести разговор в сторону, но потом всё-таки дали ответ — предложили обратиться в бюро кредитных историй и Госуслуги. Интересно, а почему не в Спортлото?
В итоге, ни в одном банке установить запрет на онлайн-кредиты мне не удалось.
Уточнение от контакт-центра Банка России
Откровенно говоря, ответ Совкомбанка меня смутил. «Может быть, действительно, запрет надо ставить через БКИ, а я тут банки мучаю?» — с таким вопросом я обратился на контактную линию ЦБ.
И меня заверили, что я правильно понял указание ЦБ, речь действительно идёт об установке ограничения по различным видам операций, включая выдачу кредитов онлайн, через банки — т.е. обращаться нужно в конкретный банк.
Возможно — предположили в службе поддержки ЦБ — банки ещё не успели выработать процедуру установки таких запретов, поскольку указание начало действовать лишь с 1 октября. И предложили подавать жалобу, если я считаю, что мои права были нарушены.
Что касается установки запрета через БКИ или Госуслуги, то такое предложение от ЦБ действительно было, но оно пока не реализовано, и обращаться нужно в банки.